АЛМАТЫ, 25 мая — Sputnik. Если эта история казахстанки и не является беспрецедентной, то других таких судебных процессов все равно можно перечесть по пальцам рук. Обычно считается, что, если человек достаточно долго просидел в СИЗО или в колонии, шанс на оправдательный приговор в конечном итоге у него мизерный. И еще более невероятно, что за такого человека вступится прокуратура.
Однако на прошлой неделе Верховный суд Казахстана вынес оправдательный приговор экс-бухгалтеру китайской нефтяной компании, 29-летней Аймарал, хотя она к тому времени уже восемь месяцев провела за решеткой. А отпустить ее просила не только сторона защиты, но и сторона обвинения. Подробности читайте в материале Sputnik Казахстан.
В чем обвиняли Аймарал
Аймарал и ее бывшего директора Нуртая обвиняли в том, что они украли 116 миллионов тенге (270,5 тысячи долларов - Sputnik), которые им передал учредитель ТОО Ванг Лей.
Нуртай утверждал, что все деньги он внес на счет ТОО для погашения налоговой задолженности. Это подтверждалось банковскими выписками. Еще почти 17 миллионов тенге было потрачено на оплату пени.
Куда в действительности делись эти деньги, выясняли суды различных инстанций больше года, там было 26 томов. Сначала Алмалинский районный суд Алматы вынес оправдательный приговор. Позже потерпевший и прокурор подали апелляцию в Алматинский городской суд, где оправдательный приговор отменили.
Седьмого сентября 2020 года экс-бухгалтера, Аймарал, задержали прямо на рабочем месте, а вечером ее отвезли в СИЗО. Несколько недель спустя она оказалась в женской колонии. Женщина могла провести там шесть лет.
Нервный приступ от шока
Известный адвокат Джохар Утебеков рассказывает, что его подзащитная Аймарал незаконно провела за решеткой восемь месяцев и 11 дней. Он взялся за это дело в сентябре - практически сразу после того, как городской суд отменил оправдательный приговор первой инстанции и Аймарал забрала полиция.
"Апелляцию подали потерпевший и прокурор. Она длилась очень долго. Судебное следствие шло, рассмотрение шло тщательно, но, к большому удивлению, горсуд внезапно отменил оправдательный приговор и вынес обвинительный. Все это произошло 7 сентября, клиентка присутствовала уже на новом месте работы, она как раз выходила из декрета с грудным ребенком меньше полутора лет. У нее на работе случилась истерика, нервный приступ от шока. Она попала в больницу", - сказал адвокат.
Когда стало понятно, что ее заберут, женщина собралась и поехала домой, чтобы попрощаться с дочкой и забрать вещи. Вечером того же дня полиция забрала ее из дома.
Аймарал отвезли в следственный изолятор и в течение нескольких недель этапировали в женскую колонию в Жаугашты Алматинской области в Илийском районе.
Была обречена "звонковать"
Джохар Утебеков говорит, что Аймарал осудили на шесть лет колонии за мошенничество в особо крупном размере.
"При том, что страшно, на полные шесть лет. Как говорят на уголовном жаргоне, она была обречена "звонковать". Потому что колоссальную сумму на нее повесили - 116 миллионов тенге. К сожалению, наши колонии - как долговые тюрьмы. Пока ты не возместишь ущерб потерпевшему, тебя не выпускают. Она была обречена сидеть все шесть лет, и прекрасно это понимала", - говорит адвокат.
Утебеков отметил, что "Мошенничество" – это классическая статья, особенно для женской колонии. Обычно уголовный кодекс относится к женщинам мягче, но не в случае крупных имущественных хищений.
Условно при сумме от 10 тысяч долларов и выше - шанс получить условное осуждение при невозмещении суммы потерпевшему крайне малы. Именно поэтому огромную часть контингента в женской колонии составляют такие же бухгалтеры или женщины, осужденные за мошенничество и присвоение, говорит адвокат.
Осудили с грубейшими попраниями логики
Джохар Утебеков утверждает, что Аймарал была осуждена с грубейшими попраниями логики и презумпции невиновности.
По его словам, Аймарал обвинили из-за того, что представитель головного офиса нефтяной китайской компании, которая является потерпевшей стороной, передал миллионы тенге бывшему директору представительства компании в Казахстане. Но городской суд на основании двух писем без официальных печатей решил, что виновен бухгалтер, проработавший там восемь лет.
"Потерпевший – нефтяная китайская компания. В суде ее директор даже не мог пояснить, кто передал от юрлица деньги бывшему директору, когда передал, где передал, где эти люди сами взяли такую огромную сумму в 116 миллионов тенге из Китая, как они завезли ее в Казахстан, где таможенная декларация, как они обналичили, источник происхождения денег, нет времени передачи, субъекта передачи. Заявил, что не знает и не помнит. Тут отдельный вопрос – при чем тут она, если деньги передали Нуртаю, а не ей", - прокомментировал адвокат.
Утебеков заявляет, что передача таких огромных денег должна подтверждаться распиской, но не то что расписки - даже свидетельских показаний о передаче этих денег не было. Потерпевший сам не знает, когда и где передал деньги.
"Было колоссальное количество других нарушений простой логики, процессуальных норм Алматинским городским судом. Простые примеры: он в основу обвинения положил два письма голландских резидентов: этнического голландца и этнической китаянки", - говорит он.
Первое письмо - просто распечатанный e-mail, который можно "состряпать" за 15 минут, продолжает Утебеков. А городской суд назвал его нотариально заверенным в Голландии и апостилированным в Казахстане. Утебеков предполагает, что алматинский городской суд попросту перепутал нотариальное заверение с печатью переводческого агентства.
Второе письмо - директора материнской компании в Голландии, этнической китаянки - о том, что они передали 116 миллионов тенге казахстанскому руководителю. Адвокат сказал, что "на письме стоял штампик, что оно якобы нотариально заверенное", но в оригинале документ никто не видел.
"Тут грубейшее нарушение – никто не идентифицировал личности этих людей, не проверил их документы. И самое главное, Уголовно-процессуальный кодекс не допускает письменные свидетельские показания. Эти люди должны были явиться в суд хотя бы на онлайн-допрос, должны были быть предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложных показаний по казахстанскому законодательству. Никто их об этой ответственности не предупреждал", - добавил адвокат.
За алматинку заступилась Генпрокуратура
Спустя почти девять месяцев, 18 мая 2021 года, Верховный суд поставил точку в этом деле.
Там удовлетворили кассацию адвоката и протест генпрокурора, отменили обвинительный приговор Алматинского горсуда, восстановили оправдательный приговор Алмалинского райсуда, а также полностью реабилитировали Аймарал, признав ее невиновной.
Джохар Утебеков писал, что Генпрокуратура встала на сторону Аймарал. Прокурор Мурат Досмаганбетов тщательно изучил все 26 томов уголовного дела. Он доказал невиновность Аймарал и попросил суд отменить обвинительный приговор.
"Это редкость, когда прокурор отнесся к рассмотрению нашего ходатайства ответственно и старательно. Действительно, изучил все дело, даже видеозаписи посмотрел - 100 часов. Было видно, что он углублен в дело и ознакомлен с ним хорошо. Он действительно поступил, как полагается порядочному госслужащему, профессионалу, а это, к сожалению, огромная редкость - что в прокуратуре, что в других госорганах", - рассказывает адвокат.
Утебеков добавил, что показательным моментом стало то, что он сам не успел получить видеозаписи судебных заседаний апелляционной инстанции, чтобы ссылаться на них в своем ходатайстве. При этом прокурор на них ссылался.
"Это редкий протест. Часто даже судьи не ссылаются на местонахождение конкретных документов материала дела, а здесь прокурор прямо ссылался на том и лист дела, приводя ссылки на документы", - отметил адвокат.
По словам Джохара Утебекова, прокурор действовал не совсем на пустом месте. Дело в том, что изначально его клиентку оправдал Алмалинский районный суд Алматы, а горсуд отменил оправдательный приговор с перевесом в один голос – два против одного.
"Одна из судьей состава голосовала за оправдание моей клиентки, то есть вынесла так называемое "особое мнение". Подобное особое мнение уже для Верховного суда значительно подрывает само апелляционное постановление. Наверняка прокурор это тоже учитывал. С учетом особого мнения восстановить приговор всегда намного легче, чем отменять два акта. Восстанавливать какой-то акт районного суда всегда легче", - пояснил он.
Отметим, что в Казахстане оправдательные приговоры – это большая редкость. По данным Верховного суда, за 2018-2020 годы в казахстанские суды поступило 125 тысяч уголовных дел без учета материалов, было окончено 123 тысячи дел. При этом было вынесено только 917 оправдательных приговоров.
"К сожалению, оправдательные приговоры районного суда гораздо чаще отменяются на практике. Это произошло в данной ситуации. Приятно, что за нас вступился даже генеральный прокурор. Приятно, что оправдали в Верховном суде", - говорит адвокат.
Колония как цифровой детокс
Свое освобождение Аймарал восприняла достаточно спокойно, без лишних эмоций, признался Утебеков. Именно постоянная мысль о своей невиновности помогла Аймарал выжить в тюрьме.
"Вы знаете, клиентка не плакала. Она, конечно, была бесконечно мне благодарна, радовалась, была счастлива. Но она молодец в этом плане, что восприняла свой выход достаточно спокойно, без лишних эмоций. Конечно, это было очень удивительно. Но она объяснила это очень просто.
Это же дикий психологический кошмар, что тебя, невиновного человека, посадили. Она все время старалась отнестись к заключению в женской колонии как к временному помещению в колхоз. Воспринимала это, так скажем, как трудотерапию, цифровой детокс, отдых, размышления, чтение. Это ей помогло в значительной степени", - сказал Утебеков.
Теперь Джохар Утебеков вместе с Аймарал и ее супругом собираются добиться наказания для двух судей горсуда, которые незаконно приговорили алматинку.