НУР-СУЛТАН, 23 мая — Sputnik. О том, почему живые жители Казахстана могут оказаться в базе данных как умершие и что делать в такой ситуации, корреспонденту Sputnik Казахстан рассказали в Министерстве юстиции.
Отметим, ранее мы рассказывали удивительно странную историю об Анастасии Малашекно из Щучинска.
63-летняя женщина жалуется, что не может получить обследование в больнице или купить билет на поезд, потому что во всех базах она числится как умерший человек.
О своей "смерти" Анастасия Малашенко узнала в 2015 году: оказывается, в базе данных она числится умершей с 1997 года. Причина – человеческая ошибка сотрудника РАГС.
"Очень редко бывает такое, что люди вот так по базе данных умирают. В основном это происходит по разным причинам. Например, при выдаче новых документов в какой-то графе могут забить неверные данные, какую-то цифру поменять случайно и тогда, возможно, будет введен ИИН мертвого человека. По ошибке. То есть тут идет речь о человеческих ошибочных действиях, которые могут проходить на самых разных уровнях", - рассказали в министерстве юстиции.
На уточняющий вопрос о том, значит ли, что в большинстве случаев в таких ситуациях виноват человеческий фактор, в Минюстиции ответили утвердительно.
"Да, человек может случайно оказаться «умершим» в базе данных. Но это очень редко, повторюсь, и по большей части из-за ошибки сотрудника того или иного ведомства. Чтобы исправить ошибку, нужно обратиться в Минюстиции или МВД. А вообще нужно обращаться туда, где эту ошибку допустили. Поэтому конкретного алгоритма, что делать в такой ситуации, нет, потому что каждый случай считается уникальным", - рассказали в Минюстиции.
Осталась без пенсии: женщину из Уральска занесли в списки мертвых
Там добавили, что ошибки также могут допускаться при переносе архивных данных.
"Сейчас же все электронное. Ранее все было в архиве. Когда данные переносятся с бумаги на электронные носители, могут быть допущены ошибки", - сказали в ведомстве.
Как исправить эти ошибки
При установлении в информационной системе некорректных сведений в актах гражданского состояния – о рождении, смерти, заключении или расторжении брака, гражданину надо подать заявку на проведение актуализации через портал eGov.kz в «Личном кабинете».
Для подачи заявки потребуется ЭЦП. На главной странице надо найти и зайти в раздел «Сервисы» - «Сервис по проверке актовых записей физических лиц».
В открывшемся окне необходимо выбрать "Тип актовой записи" из выпадающего списка:
- актовая запись о рождении;
- актовая запись о заключении брака;
- актовая запись о расторжении брака;
- актовая запись о перемене ФИО;
- актовая запись о смерти;
- актовая запись об установлении отцовства, актовая запись об усыновлении/удочерении.
После заполнения указанных данных необходимо прикрепить копию свидетельства о рождении путем нажатия на кнопку "Загрузить новый файл", далее нажать на кнопку "Оцифровать сведения" и подписать заявку ЭЦП. Актуализация остальных видов актовых записей осуществляется в таком же порядке.