НУР-СУЛТАН, 20 мая — Sputnik. Итоги сотрудничества России и стран Центральной Азии за год пандемии подвели 20 мая в Казани на конференции Международного дискуссионного клуба "Валдай". Название мероприятия - "Россия и Центральная Азия перед вызовами нового мира – совместный путь в будущее". Какую выгоду извлекают страны ЦА от кооперации с Москвой уже сейчас и каковы перспективы сотрудничества? Об этом в материале агентства Sputnik.
Кризис глобализации
Тренды общемировой глобализации сбавляют темп, актуальнее региональное сотрудничество, считает директор по научной работе фонда клуба "Валдай", главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.
"Под глобализацией понимают четыре свободы – это свобода передвижения людей, товаров, услуг и денег, - объясняет Лукьянов, выполняющий роль модератора на Центральноазиатской конференции. – Однако, как мы видим, передвижению людей был нанесен сокрушительный удар из-за пандемии. Куда двигать деньги, неясно. Из-за всего этого мобильность услуг естественно ограничена".
В период пандемии страны все больше сотрудничают с соседями, уверен эксперт, и важность Центральной Азии возрастает в новых условиях.
Cтраны Центральной Азии могут обеспечить безопасность без военных США, считают в МИД РФ
Пандемия показала важность института государства, дополняет бывший советник премьер-министра Кыргызстана Кубатбек Рахимов. Ведь Россия и страны Центральной Азии пытались поддержать население финансово.
"Все – и либералы, и либертарианцы, - взывали к государству. Представим, что мы жили бы в свободной экономике – и кто бы этим занимался? Мы фактически увидели прообраз если не социализма, то очень социального общества. Кто успешно вышел из кризиса, вызванного пандемией? Южная Корея, Китай, Пакистан и Россия, потому что в этих странах действовала мобилизационная экономика", - уверен специалист.
Деньги как доказательство
Накопленные российские инвестиции в Центральноазиатском регионе уже составляют около 50 миллиардов долларов, сообщил замминистра иностранных дел РФ Андрей Руденко. Из этой суммы 36 миллиардов долларов приходится на Казахстан, свыше 10 миллиардов – на Узбекистан, и еще 1,5 миллиарда – на Таджикистан. Кроме того, в странах Центральной Азии действует более 10 тысяч российских и совместных предприятий. Общий товарооборот России и ЦА в 2020 году превысил 28 миллиардов долларов.
"Эти цифры опровергают тезис о том, что у России якобы нет экономических интересов в Центральной Азии и Россия якобы собирается оттуда уходить. Это совершенно не так. Уходить мы не собираемся и не уйдем", - заявил Руденко.
Для России нет смысла отказываться от азиатских стран, точно так же, как и этим государствам невыгодно прекращать сотрудничество с Россией. Наоборот, отношения между государствами нужно развивать, потому что они открывают перспективу серьезного экономического роста после коронакризиса. Такое мнение выражает старший научный сотрудник Института международной политики WeltTrends в Потсдаме Александр Рар.
"Несмотря на нынешний конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном, страны Центральной Азии становятся взаимовыгодным рынком. Раньше была разобщенность, особенно была сильная конкуренция между Узбекистаном и Казахстаном. Сейчас такого нет, и регион становится экономически привлекательным", - говорит он.
Казахстан и Узбекистан начинают строительство центра приграничного сотрудничества
Железные дороги отыгрывают провал
Важное направление сотрудничества между Россией и Центральной Азией - железнодорожные перевозки, отмечает директор департамента зарубежных проектов и международного сотрудничества ОАО "Российские железные дороги" Антон Козлов.
"В пандемию пострадало только пассажирское сообщение, но этот провал мы уже отыгрываем, - рассказал он. – Сотрудничество России и Центральной Азии – это мультикультурализм здорового человека. Из дружбы народов можно извлечь пользу. В прошлом году транзит грузов составил 830 тысяч контейнеров, в этом году ожидается 950 тысяч. В основном это грузовые потоки в рамках ЕАЭС, направляющиеся в Китай. Они идут через Казахстан".
Государства-участники Союза уделяют особое внимание развитию железнодорожной системы, говорит Антон Козлов. "Железные дороги – это не только рельсы и шпалы, есть еще инфраструктура, в том числе и цифровая. Цифровизацию обеспечивает проект "Интертран" - это электронное взаимодействие железной дороги, морских портов и органов контроля. По системе "Интертран" сейчас проходит 10 тысяч контейнеров".
По словам Козлова, к развитию железных дорог подключился и Узбекистан. На данный момент РЖД ведет переговоры с Ташкентом по строительству специальных логистических центров, в которых можно было бы подготавливать узбекскую агропродукцию к длительным перевозкам.
Проблемы заключаются не только в ковиде
Перенести пандемию странам Центральной Азии значительно помогла Россия. Такое заявление в ходе конференции сделали представители Казахстана и Узбекистана. Помощник президента Казахстана, председатель Казахстанского совета по международным отношениям Ерлан Карин назвал гуманитарную помощь России примером взаимовыручки.
"Начав производство вакцины Sputnik V в Караганде, мы развернули кампанию по вакцинации населения", - сказал он.
Токаев встретился с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым
Важно помнить, что пандемия продолжается и оказывает социально-травмирующий эффект, подчеркивает замминистра здравоохранения России Олег Салагай. "Сферам здравоохранения наших стран нужно сотрудничать дальше. Сейчас анализируются данные: изменилось психологическое состояние людей, выросло потребление алкоголя и табака. При этом 70% случаев преждевременной смерти по всему миру остаются связанными с неинфекционными заболеваниями. По данным Всемирной организации здравоохранения, от коронавируса умерло 3,3 миллиона человек, а от неинфекционных заболеваний – 40 миллионов. Этим болезням нужно тоже уделять внимание", - отметил Салагай.
Кыргызстан – одна из стран, которая в пандемию сфокусировалась только на ковиде, и эта стратегия в результате принесла ей вред, утверждает бывший советник премьер-министра Кыргызстана Кубатбек Рахимов.
"Мы – антипример, но антипримеры полезны для изучения, - сказал он. – Наша страна пострадала больше всех. Сколько людей ушло, потому что их недолечили, переориентировав все на коронавирус. Пандемия еще не закончилась. Можно было бы создать общеевразийскую вакцину. Если будет что-то общее, нам будет легче бороться".