НУР-СУЛТАН, 3 мая – Sputnik. Сельчане в Косшы жалуются на плохие дороги и на жилье - на качество воды, отсутствие благоустройства. Много лет они поднимали вопрос присоединения поселка к столице. Но власти дали понять, что Косшы частью Нур-Султана не будет: в жилых массивах столицы хватает своих проблем.
Статус города областного значения гораздо выгоднее, считает депутат Целиноградского района Айдын Торебаев. Бюджет Косшы может вырасти с нынешних 63 миллионов до 1,5 миллиарда. А значит, на ремонт улиц, озеленение и другие вопросы будут выделять гораздо больше денег.
Как изменится жизнь в Косшы и о чем мечтают жители – в материале Sputnik Казахстан.
Небо моего детства
В небе пролетают самолеты – так часто и так низко – разглядывай хоть целый день. До аэропорта Нурсултан Назарбаев отсюда рукой подать.
Мальчишки играют в догонялки, не обращая внимания на нарастающий гул, и скрываются за поворотом. Теперь кругом – ни души. Многие с утра уехали в столицу, на работу.
Пенсионерка Разия Нурабаева каждый день отводит внука в школу. По этой же дороге "пролетают" легковушки, школьный автобус.
"Наша семья переехала в Косшы в 2007 году. В старом поселке было 5-6 домов, мы думали: куда нас занесло, в такое безлюдное место. А сегодня и жителей гораздо больше, и домов. Конечно, мы хотели, чтобы присоединили нас к Астане (Нур-Султан). Но не вышло. Ничего, посмотрим. Все есть. Газ, надеюсь, проведут скоро", - говорит Нурабаева.
В Косшы всего три школы. Строятся еще три, каждая на 1 200 мест. Это должно решить вопрос с трехсменкой.
Дорогу осилит идущий
Главная проблема Косшы – плохие дороги, в один голос твердят жители. Асфальт выстелен в основном в центральной части поселка. А дальше – грязь, камни, неровности. Осенью и весной улицы превращаются в непролазное болото.
"Нам нужна хорошая дорога. Смотрите, мы даже сейчас идем наравне с машинами. Боимся, что дети под колеса попадут. И, конечно, Косшы нужна чистота. Везде стихийные свалки. В чем проблема этого бардака? В руководстве? Гостей звать неудобно, как они по таким дорогам проедут? Утром и вечером невозможные пробки по дороге из Нур-Султана в поселок", - возмущается Жанара Темиргалиева, которая живет в Косшы три года.
Полоса препятствий
Автобусы №302 и №303, которые курсируют между Нур-Султаном и Косшы, не справляются с нагрузкой, говорит Анаргуль Жангабулова.
"Приходится на такси выезжать, за 200-300 тенге. Автобусы нужно дополнительно запускать. Нам тут обязательно нужны дороги, чтобы грузовые машины ездили не по центральной улице, а в объезд. Если городом станем, надеюсь, легче будет. И автобусы пустят, и школы построят, и садики. Поликлиники нормально будут работать, качество образования поднимется", - надеется Жангабулова.
Постоянные перебои с водой – боль жителей массива "Лесная поляна" в Косшы.
"Я, считайте, уже старожил. С 2007 года живу. Сейчас сезон такой – часто не бывает воды. У них постоянно что-то ломается, бесконечно. Сколько приезжали с области, района, никак до ума не могут довести. Практически не бывает воды, не поднимается на пятый этаж. Решать с водой вопрос надо. Бывает, что и без света сидим. Интернет только начали проводить", - говорит жительница Гульнара.
Город не за горами
За последние десять лет Косшы вырос в 11 раз. Чтобы поселок стал городом, нужна прописка более 50 тысяч человек. Сейчас у большинства регистрация в Нур-Султане.
"Прописанных в поселке около 20 тысяч. Так как бюджетные деньги выделяются на количество зарегистрированных по месту жительства, инфраструктура не поспевает. Все хотят получать полноценные услуги, при этом государство не может выделить средства, если нет определенного количества прописанных жителей", - пояснил Sputnik Казахстан депутат Целиноградского района, житель Косшы и председатель местного сообщества Айдын Торебаев.
Причины, по которым люди не хотят прописываться в Косшы, разные. Многие стоят в очереди за жильем, у кого-то городскую прописку требуют работодатели.
"Но есть из этого положения выход: надо получить временную регистрацию, годовую. Хотя бы на тот период, пока идет определение количества жителей для получения статуса города. Сейчас как раз идет эта работа. Приехали сотрудники миграционной службы из области, из района", - добавил Торебаев.
Поселковый бюджет на сегодня – всего 63 миллиона тенге, рассказал депутат района. Годовой бюджет Косшы как города областного значения может составить 1,5 миллиарда тенге, прогнозирует он.
"63 миллиона и 1,5 миллиарда – это большая разница. Эти деньги будут аккумулироваться у нас. У нас будет свой маслихат, общественный совет, все свои общественные структуры, своя полиция, налоговые структуры. Люди смогут получать госуслуги на месте, не выезжая в районный центр.
1,5 миллиарда тенге – это только наш местный бюджет. Плюс будут трансферы с областного, республиканского бюджетов. Через 3-5 лет мы можем превратить Косшы место, где хотели бы проживать все", - уверен Торебаев.
Городской бюджет позволит решить вопросы озеленения, освещения улиц, строительства дорог, социально-культурных объектов, физкультурно-оздоровительного комплекса, дома культуры, добавил он.
Мечты о столице
Статус города областного значения выгоднее, чем присоединение к столице, считает Торебаев.
"Если бы мы даже присоединились к Нур-Султану, мы были бы каким-то микрорайоном в городе. В столице очень много есть микрорайонов, где нет даже дороги, не говоря о воде. Если будем проситься в Нур-Султан, то после нас захотят и поселок Коянды, Караоткель. Это повлечет за собой такую волну, которую просто невозможно будет остановить", - поделился он своим мнением.
Косшы как город-спутник сможет жить за счет поставки услуг столице: можно развивать растениеводство, животноводство, продавать товары городу, продолжил он.
"Вместе со статусом города областного значения появится ликвидность нашего имущества. Сюда придут банки второго уровня, имущество будут брать в залог, у него будет высокая оценочная стоимость. Уже сейчас начали поднимать цену на недвижимость. Предприниматели и просто жители смогут пускать средства в оборот, появятся новые рабочие места", - отметил Торебаев.
Газификация Косшы ожидается в 2023 году, ответил он.
"Кто-то говорит в 2025 году, но мы ожидаем в 2023-м, потому что проект уже есть, разработан. Вопросом газификации не занимаются местные исполнительные органы, это решается на уровне правительства", - сказал он.
Торебаев отметил, что остро стоит проблема водоснабжения. В Косшы есть водозаборная станция, но были недоработки со стороны подрядчика, сказал он.
"Подрядчик, я так понимаю, сидит сейчас. Там должны были быть построены воздушные электросети, которые бы обеспечивали бесперебойную подачу энергии, но у них сейчас лежит подземный кабель, там порывы. Сейчас решают проблему электросетей, тогда будет полноценная подача воды. Есть проблема с мембранной очисткой. Качество воды страдает. Акимат района говорит, что проблему устраняют", - добавил Торебаев.
Земля и история
Планируется, что в черту города Косшы войдет поселок Тайтобе с его трехтысячным населением. Находится он в трех километрах.
"Нам, скорее всего, оставят те границы, которые были в Косшынском сельском округе, включая сельскохозяйственные и пастбищные угодья. Тайтобе в том числе. Жители Косшы держат там свой скот, а практически все жители Тайтобе работают в Косшы. Тайтобе, думаю, станет микрорайоном. Там сейчас есть одна школа", - сказал Торебаев.
Вопрос переименования Тайтобе не стоит, подчеркнул он.
"Нам бы получить статус города. А название Тайтобе мы, конечно, хотим сохранить. Этой местности 1 500 тысячи лет. Там есть курганы, которые относятся к даже к эпохе гуннов. По названию Косшы тоже вопрос не ставим, потому что ономастическая комиссия – это другой блок. Каждое изменение буквы потребует больших средств", - заключил собеседник.
Со слов местных, сейчас в Косшы один квадратный метр в среднем стоит 220-280 тысяч тенге. Как только поселок станет городом, ценники заметно поползут вверх.
Из плюсов у жизни под боком у Нур-Султана – простор и свежий воздух.
"Я не могу жить в "скворечниках". А здесь свой двор, сама себя хозяйка. Все соседи друг друга знают", - говорит Жанара Темиргалиева, которая переехала из столицы.
Марат Кусаинович тоже бывший астанчанин, который устал от шума и выхлопных газов мегаполиса.
"Я тут недавно, но уже вижу, что нужны дороги, благоустройство. И газ людям нужен. А так в Косшы жить хорошо: свежий воздух, здесь свободнее. Тишина…" - добавил он.