АЛМАТЫ, 22 апр — Sputnik. Почти четыре сотни собак, жизнь которых никогда не была простой, а смерть могла стать еще более ужасной, получили в приюте "Дос" единственный шанс на спасение. Можно сказать, для каждой из них встреча с Рамзаном Бацаловым стала тем счастливым билетом, который выпадает не часто и, увы, не каждому бездомному "хвостику".
Глубинные мотивы
На то, чтобы добраться до приюта для бездомных собак "Дос", который вот уже семь лет как обрел свое постоянное место дислокации в одном из поселков в шестидесяти километрах от Алматы, нам потребовалось чуть более часа. Сюда с Рамзаном Бацаловым мы поехали вместе, чтобы мне, человеку насквозь городскому, не пришлось тратить лишнего времени на поиски места назначения, блуждая по сельским улочкам.
Разговор о приюте завязался еще в машине. Сумбурно представляя, как в одном месте можно разместить почти четыре сотни собак и как это может выглядеть, я попросил рассказать о том, когда и как все начиналось. Уж очень было интересно, почему такой же до мозга костей городской человек, как и я, "подвинул" свой бизнес и увлечения, отрывает себя от дома и родных и большую часть свободного времени отдает четвероногим, которые по сути никому, кроме него и небольшой группы сподвижников-волонтеров, не нужны.
"Я никогда прежде защитой животных не занимался и даже не думал об этом. Я живу в городе, в многоквартирном доме. Девять лет назад у моих соседей случился пожар. У них была собака, и они выгнали ее во двор. И я озадачился спасением этой собаки. Ну жалко мне ее стало. Тогда я впервые узнал, что приюты существуют. Сначала я начал помогать приюту "Белый Бим". А потом уже решил сделать свой и по-своему", - рассказывает Рамзан.
По его словам, был и еще один аргумент, который сыграл в принятии решения, пожалуй, важнейшую роль.
Первые пару лет, занимаясь волонтерской деятельностью, Бацалову не один раз приходилось сталкиваться с работой отлова бродячих животных. Видя тот страх и ужас, который испытывают собаки, пойманные самозатягивающимися петлями из металлического троса, он так и не сумел смириться с такой жестокостью и принял решение во что бы то ни стало спасать хвостатых и давать им шанс.
"Честно говоря, я когда увидел, как отлов работает, меня просто порвало это", - вспоминает он.
Не до жиру, быть бы живу
Задумавшись о собственном приюте, в отличие от многих зоозащитников, Рамзан изначально понял, что организовать его в черте города будет довольно сложно. Плотная застройка в частном секторе Алматы почти всегда приводит к конфликтам с соседями, которым не нравится постоянный лай и прочие неудобства. А потому, при поисках места, предпочтение сразу отдавалось загородному размещению.
Искать такое место долго не пришлось: на глаза попалось объявление о том, что в аренду сдаются территории бывшего собачьего питомника в поселке Касымбек, в 60 километрах от Алматы.
"В советские времена здесь находился питомник для собак. Распался и ликвидирован он был в 1991 году. После этого территорию в два гектара выкупили частники. В основном, тут держали скот", - говорит Рамзан.
К тому моменту, как он впервые здесь появился, инфраструктура на участке, если ее так можно назвать, была в плачевном состоянии. Из старых построек осталось несколько полуразрушенных зданий, да наполовину разбитые сто вольеров (вероятно, местные за десятки лет запустения разобрали на стройматериалы) без крыши и решеток. Тем не менее, вариант вполне устроил Бацалова.
Брать в аренду всю территорию в два гектара он не стал. Во-первых, это было слишком накладно. Во-вторых, на большой размах своего начинания он не рассчитывал.
"Большого приюта я делать не хотел. Максимум рассчитывал хвостов на 50. Первый год после создания мы вообще нигде не светились, о себе публично не заявляли. Было у меня 50 собак, я их спокойно мог содержать на свои средства. А через год, видя, что творится с животными, как бесчеловечно и жестоко работают сотрудники отлова, что люди сами безответственно к собакам относятся, из-за чего животные бесконтрольно плодятся, я решил расширяться", - вспоминает Рамзан.
По его словам, проблем в приюте хватало с самого начала. Только одно было стабильно – число животных стремительно увеличивалось. Соответственно, росли расходы и на их содержание. И дело тут не только в кормежке хвостатых. Многим из попавших сюда требовалась медицинская помощь, которая в ветеринарных клиниках стоила немалых денег.
"Особенность нашего приюта в том, что я стараюсь брать сюда собак, у которых будущего нет: беспородные, агрессивные, старые, больные, сбитые машинами и так далее. Поэтому, попадая сюда, большинство из них обретают тут последний приют и возможность остаток жизни провести в нормальных условиях, под присмотром и с должным уходом", - рассказывает зоозащитник.
Копеечка к копеечке
Большие средства пришлось вложить Рамзану Бацалову и команде его сподвижников и в реконструкцию того, что осталось от помещений прежнего питомника, ведь собакам были нужны хоть какие-то укрытия от осадков и в зимние морозы. Так, постепенно, 80 из ста разрушенных вольеров удалось привести в порядок и разместить в них первых постояльцев.
По признанию самого зоозащитника, в реконструкцию старых помещений они были готовы вкладывать и больше средств, но на тот момент это было делать опасно. Хозяин земли мог в любой момент решить начать здесь свой бизнес или просто продать участок, потребовав, чтобы приют съехал.
И опасения оказались не напрасными. Около двух лет назад так и произошло. При этом ни продавца, ни будущего собственника участка совершенно не интересовало, куда Рамзан денет сотни бездомышей и сколько средств он вложил в восстановление прежде разрушенных объектов.
"Просто однажды сказали, что продают участок и его нужно освобождать. Тогда я и схватился за голову. Оценил его владелец в 30 тысяч долларов. Для меня, всех нас, кто занимался приютом, это была огромная, неподъемная сумма, но нужно было что-то решать. Собрал все, что у меня было, "потряс" друзей, они в долг дали. Девочки-волонтеры, которые со мной все это время приютом занимались, тоже помогли. В общем, собрали деньги и выкупили участок полностью. Если посчитать аренду, которую мы платили в первые пять лет, то в общем мы вложили уже сюда более 50 тысяч долларов", - рассказывает Рамзан Бацалов.
Вот уже два последних года, без страха потерять все в один момент, Рамзан и его команда вкладывают в обустройство территории и объектов на ней каждую свободную копеечку. Но средств критически не хватает. Большая их часть, в том числе и те, которые удается собрать благодаря неравнодушным людям, уходит на лечение и кормежку собак. Только за сутки питомцы приюта "Дос" съедают около 400 (!!!) килограммов фарша.
"350 собак, плюс щенки – это предел того, что мы можем и дальше пока не пойдем, в любом случае. Просто нет возможности набирать большее количество собак сюда. У нас в день уже сейчас на всех питомцев выходит порядка 400 килограммов фарша (кости, жилки, обрезки, хрящи). Килограмм стоит 50-60 тенге", - рассказывает Бацалов.
Полностью оформив в собственность участок, зоозащитник и его коллеги уже без оглядки начали улучшать условия для собак приюта. Сейчас большая часть из них уже живет в вольерах. Остальные, кому пока не хватает места – на свободном выгуле: благо, огороженная территория позволяет. В качестве домиков – будки, сделанные из подручных материалов и пока не восстановленные помещения, комнаты которых выстелены соломой. При этом, периодически получая возможность выбежать за ворота, ни один из питомцев приюта даже не помышляет об этом.
Проект, каких прежде не было
По признанию Рамзана Бацалова, поиски средств на выкуп участка для приюта, стоили не малых усилий, а с кредиторами придется рассчитываться еще долгое время. Тем не менее, уже сейчас в приюте строят новые грандиозные планы. И даже начали их понемногу осуществлять.
"Последние пару лет я вынашиваю идею создания при приюте социальной ветеринарной клиники. И самое главное, что условия для этого есть – на территории осталось бывшее двухэтажное административное здание, которое довольно хорошо сохранилось и вполне подходит для этого. Конечно, нужен ремонт, подведение коммуникаций, оборудование. Но все это очень даже реально. Мы уже сделали приблизительные расчеты. Потребуется около двенадцати тысяч долларов", - рассказывает Бацалов.
Идея зоозащитника проста. В ветеринарной клинике он планирует проводить бесплатную стерилизацию собак. Причем не только своих, но и из других приютов, а также четвероногих, которых держат местные жители. По его мнению, это поможет решить сразу несколько проблем.
Во-первых, зоозащитники смогут сэкономить значительные средства на стерилизации своих питомцев, за каждого из которых сейчас приходится платить в ветклиниках до 20 тысяч тенге, при себестоимости процедуры в три-пять тысяч. Во-вторых, бесплатная услуга наверняка получит отклик у местного населения, которое, особо не следя за своими дворовыми собаками, часто становится "счастливыми" обладателями щенят, с которыми просто не знают, что делать. В-третьих, они перестанут подкидывать такие "подарки" в приют Рамзану, у которого в данный момент просто нет возможности взять на содержание большее количество животных.
На сегодняшний день, благодаря размещению ролика на одной из краудфандинговых платформ России, приюту "Дос" уже удалось собрать на воплощение мечты в жизнь более 200 тысяч рублей (около 1 300 000 тенге). Пока сбор средств продолжается, здание ставят под крышу.
Вскоре зоозащитники планируют обратиться и к неравнодушным казахстанцам. Они уверены, что, пусть и с трудом, но своей цели добьются. Тем более, что поддержку от единомышленников – ветврачей, проживающих в ближайших поселках, они уже получили. Специалисты готовы выйти на работу, как только все будет к этому готово.
Продумал Рамзан Бацалов и доходную часть проекта, которая поможет впоследствии содержать животных его питомника и постепенно улучшать условия жизни для них.
"Вообще, я считаю, что ветеринарный кабинет должен быть при каждом приюте. Тут врачам всегда работы хватит. А у себя мы планируем создать целый комплекс, полноценную ветклинику. На первом этаже хотим открыть ветеринарную аптеку. Помимо этого, на платной основе, наши ветврачи будут оказывать услуги местным жителям, большинство из которых имеют крупный рогатый скот. Учитывая тот факт, что в нескольких ближайших поселках ветклиник нет вообще, а помощь, разнообразная, животным требуется довольно часто, думаем, что проблем с клиентами у нас не будет. Вырученные средства мы, естественно, будем направлять на корм для наших питомцев и на обустройство территории", - говорит зоозащитник.
По словам Рамзана Бацалова, ни он, ни его сподвижники новый проект как бизнес-идею не рассматривают. Скорее она видится им, как возможность рано или поздно навсегда уйти от практики, которая характерна для большинства приютов: сборов, что называется, с миру по нитке.
А еще, зоозащитники искренне верят в то, что их забота о бездомных животных и их идеи внесут существенный и ощутимый вклад в решение проблемы бездомных собак, которые все чаще, становятся жертвами просто равнодушных людей, а порою и живодеров. К сожалению, за долгие годы решить эти проблемы с помощью существующих государственных механизмов так и не удалось.