Психоаналитик объяснил мотивы зверского убийства Аяжан Едиловой

Нечеловеческую жестокость подозреваемого в убийстве алматинки Аяжан Едиловой прокомментировала известный казахстанский психоаналитик Анна Кудиярова
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

АЛМАТЫ, 9 апр — Sputnik. Подозреваемый в убийстве 19-летней алматинки Аяжан Едиловой, при всех данных его окружением положительных характеристиках, мог довольно длительное время иметь психические нарушения, но мимикрировал, до поры умело приспосабливаясь к окружающему его миру.

Жестокое убийство 19-летней алматинки Аяжан Едиловой, которое, в том числе и благодаря родственникам девушки, обросло жутчайшими подробностями, шокировало обывателей. Найти объяснение тому, что могло руководить подозреваемым, который вырвал своей жертве ногти, отрезал голову и на протяжении нескольких дней хладнокровно расчленял тело, простому человеку без специального образования оказалось весьма сложно. А потому прояснить ситуацию корреспондент Sputnik Казахстан попросил директора Института психоанализа Анну Кудиярову.

Психоаналитик объяснил мотивы зверского убийства Аяжан Едиловой

Заглянуть глубоко в прошлое

По словам Анны Кудияровой, в первую очередь, истоки агрессии и жестокости каждого конкретного человека нужно искать в его прошлом. Точнее в самом далеком прошлом – детстве.

Стали известны подробности о предполагаемом убийце 19-летней Аяжан

"Прежде всего, я думаю, это психические нарушения, которые были уже давно, может быть с самого рождения. Просто у него хватало сил мимикрировать, защищаться. Вероятно, что у молодого человека были для социума одни стандарты, для себя – другие. Например, и такое не раз бывало, священнослужители разных религий, казалось бы, сама нравственность, но они то в саунах ловились, то еще где-то, за всякими греховными делами. Если брать психику в процентах, то на 90% человек может быть здоровым, то есть функционировать так, как надо в нашем обществе, ну а 10% - это все-таки патология", - говорит Анна Мергенбаевна.

Для того, чтобы дать ответ на вопрос, что двигало подозреваемым, и следствию, и экспертам, которые будут проводить судебно-психиатрическую экспертизу, для начала необходимо изучить его генетику. Причем не только физиологическую, биологическую, но и эмоциональную, и психологическую. Если говорить проще – изучить систему взаимоотношений в семье молодого человека, как он воспитывался до достижения пяти-шестилетнего возраста, какие были склонности, возможно, травмы.

Жуткое убийство девушки в Алматы: в Сети появилось видео жертвы с убийцей в лифте

"Вот, скажем, и вы эти данные без труда сможете перепроверить, Билл Гейтс, тот же самый Илон Маск… Они в школе были изгоями. Бил Гейтс был щуплым, прыщавым, девчонкам не нравился, мальчишки издевались над ним. Но он пошел в другую сторону и подавил всех своими успехами. Так вот, наш парень, он тоже, видимо, изгой в какой-то степени, но он пошел, увы, в другую сторону. И еще, я не знаю, насколько подсознательно, я с ним лично не разговаривала, но бессознательно… У него может быть геростратова слава. Это такой своеобразный нарциссизм. Ему хотелось, чтобы его имя стало известным. Хоть и в негативном ключе, но сейчас весь город, вся страна о нем говорят", - считает Анна Кудиярова.

Негативное влияние

По мнению психоаналитика, большое влияние на проявление агрессии и жестокости у людей, имеющих, пусть даже скрытые, психические отклонения, играет большой объем негативной информации, в том числе и распространяемой с помощью социальных сетей, которые сейчас доступны любому, у кого есть смартфон.

"Негатив влияет на зависимых людей, подчиненных людей, тех, у кого уже есть проблемы. Если человек, как Шалтай-Балтай, шатается, то любое "дуновение ветра", и он может упасть. А если человек крепко стоит на ногах, то он вынесет даже бурю", - отмечает Кудиярова.

По ее словам, такое понятие, как психопатология, никто не отменял, и оно существовало всегда. Однако в прежние времена, когда социальных сетей, способных молниеносно распространять информацию, не было, большинство таких фактов удавалось довольно удачно скрывать. За исключением, пожалуй, самых громких, таких, как дело Чикатило и других серийных маньяков.

При этом, как считает Анна Мергенбаевна, если не искоренить полностью, то уменьшить в разы, а то и в десятки раз эту проблему возможно. Для этого государству достаточно лишь проявить политическую волю.

"Я часто говорю, что, если бы я была президентом страны или хотя бы министром образования, я бы сплошными психологическими тренингами охватила бы все население, начиная с садика. В садик приходят в два годика. И уже можно влиять на этот "саженец", и воспитывать, взращивать так, как это полагается. Потом – школа. Но для этого психологическая культура наших учителей, педагогов и особенно родителей должна быть на высоте", - отмечает директор Института психоанализа.

Что нужно знать, чтобы не стать жертвой

На примере истории с убийством 19-летней алматинки Аяжан Едиловой, Анна Кудиярова указала на, пожалуй, главные ошибки, из-за которых девушка в один миг стала жертвой подозреваемого. По мнению психоаналитика, в день трагедии Аяжан потеряла бдительность. Возможно, причиной этого стало то, что и у нее на личном и семейном фронте были сложности и проблемы. В противном случае она вряд ли поддалась бы на уговоры и уже в первую встречу решилась бы прийти в квартиру к почти незнакомому мужчине.

Убийство Аяжан Едиловой: друзья и учителя рассказали о погибшей девушке

"Да, сейчас это современные технологии, и женщины, и девушки знакомятся на специализированных сайтах. Но для них первая инструкция-условие – первое свидание должно пройти только в общественном месте и только днем. А здесь она сразу к нему на квартиру поехала. Я понимаю, что ее родители и родственники тоже могут обидеться, но я бы поставила вопрос о том, что у этой девушки в душе происходило. Почему она никого с собой не взяла, никого не предупредила? Где хотя бы подружки, ведь она впервые к мужчине идет", - анализирует ситуацию Анна Кудиярова.

По мнению психоаналитика, знакомства в сети, на специализированных сайтах - вполне нормальное явление. Особенно сейчас, в период пандемии, когда общение людей в реальной жизни резко сократилось из-за вводимых различных ограничений. Но… "Все в мире яд и все – лекарство. Важна только дозировка", - напоминает Анна Мергенбаевна.

"Если переводить общение из онлайна в оффлайн, здесь тоже есть очень много правил различных и всяких инструкций. Всегда нужно грамотно… со своим психологом, со своим консультантом обсуждать каждый шаг. Вот, например, женщины на моих тренингах должны как минимум девять раз встретиться с ухажерами, прежде чем принять серьезное решение. И все эти девять раз – в общественных местах и никогда не наедине и не в темноте", - рассказывает психоаналитик.

По словам Кудияровой, такое осторожное поведение женщин вполне оправданно. За время, проведенное вместе с прежде незнакомым мужчиной, при этом имея возможность обсудить происходящее с психоаналитиком, у представительниц прекрасного пола формируется ясная картина того, кто оказался перед ними, насколько человек может быть опасен, да и вообще, подходит ли он под предъявляемые требования.

"Сейчас много людей страдают психическими расстройствами. Внешность может быть обманчива. Поэтому надо дифференцированно всегда к таким вопросам подходить", - заключила Анна Кудиярова.