После моих слов в салоне повисла гробовая тишина — исповедь водителя маршрутки

Сотни микроавтобусов колесят по стране. Случаются в жизни их водителей конфликты с пассажирами, схватки за клиентов с владельцами легковушек... Об этом и многом другом рассказал кыргызстанский водитель, курсирующий по маршруту Каракол — Бишкек — Каракол
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Рассказ водителя маршрутки выслушала и записала колумнист Sputnik Кыргызстан. История приводится от первого лица.

…Мне 57 лет, 20 из них я за рулем маршрутки. Всего за эти годы навидался, на многое привык не реагировать, чтобы не получить инфаркт раньше времени. Но есть вещи, которые могут вывести из себя даже такого терпеливого человека, как я.

Очень сложно работать не в сезон. Людей мало, за каждого клиента приходится биться, как на передовой. Пока заполню салон, у пассажиров лопается терпение, начинается галдеж: дескать, обещал, что тронемся через 20 минут, а уже час прошел, когда уже поедем, обманщик и мошенник?! Им трудно объяснить, что невыгодно ехать с полупустым салоном, что таким образом я уйду в минус, не говоря уже о прибыли. Или, бывает, остается добрать трех человек, я бегаю в поисках, возвращаюсь, а там трое других уже сбежали. Владельцы попутных легковушек легко могут увести моих людей, соблазнив их меньшей ценой. Это бесит! Сколько ушлых вытаскивал за шкирку из салона!

Водитель прокатился на коньках по трассе на западе Казахстана

Недавно собирался выезжать в рейс, салон почти полный, ждали только двоих моих знакомых, которые забронировали места по телефону. Они уверяли меня, что подъезжают, но при этом прилично опаздывали. Я же пытался усидеть на двух стульях, стараясь и знакомых забрать, и пассажиров не растерять. Тут в салоне нарисовалась "революционерка". Женщина организовала маленький бунт и вовлекла в него всех пассажиров. Те стали требовать или отъезда, или возврата денег, я же умолял потерпеть еще десять минут. Эта напряженная ситуация вывела меня из себя, я почувствовал себя ничтожеством и в сердцах выплеснул все, что накипело на душе. Буквально пять предложений сказал, но таких резких и глубоких по смыслу, что в салоне сразу воцарилась гробовая тишина. А после одна девушка принялась успокаивать: "Да ладно вам, байке. Простите нас, все мы люди, все понимаем".

Вот мне под 60. Думаете, у меня есть желание садиться за руль?! Я морально и физически выгорел на своей работе. Хочется покоя, нянчиться с внуками, а я ругаюсь со склочными женщинами. Иногда злюсь на свою жизнь, был бы достаток, завязал бы с этой работой, здоровье не мешало бы подправить. У водителей куча болезней. Мало того, что мы все время сидим, так еще и находимся под постоянной вибрацией от двигателя — машины же старые. Вот откуда у нас грыжи, радикулиты и деформация суставов. Спина и шея у меня постоянно болят, никогда томографию не делал, боюсь даже предположить, что там. Мне после рейса отлежаться надо, отдохнуть несколько дней, а я, бывает, ночь посплю, наутро снова в путь. С молодыми водителями всегда делюсь опытом, советую осваивать стоящие профессии, учить иностранные языки, развиваться, повидать мир. Не дело это — всю жизнь баранку крутить.

Жена Атамбаева ездила в маршрутке: глава Татарстана подарил ей авто

Что касается пассажиров, то среди них встречаются крайне противоположные люди. Сядут, например, две незнакомые женщины рядом. Одной жарко — надо открыть люк, другой холодно — люк нужно закрыть. И не знаешь, как разрулить ситуацию, чью сторону поддержать. Я однажды взял и закрутил люк проволокой намертво.

Я не всегда езжу строго по расписанию, и когда у меня, например, спрашивают, когда доедем до Бостери, отвечаю: "Когда бог даст". Часто случается, что торопят, дескать, едем на той или похороны. Тогда я говорю: "Давайте я довезу вас живыми, для меня это важнее".

Однажды семья ехала на свадьбу в Каракол. В Боомском ущелье лопнуло колесо. Вытаскиваю абсолютно новую запаску, которая пролежала в багажнике целый год, но и она, оказывается, спустилась. Застряли на дороге больше, чем на час. Что тут было! Семья начала эмоционально возмущаться, почему у меня нет запасного колеса. Я им объясняю, что запаска есть, о том, что с ней случилось, я и сам не знал. Не угомонятся. Одну из женщин отозвал в сторону и говорю: "Вот представьте, вы бы сейчас в аварию попали. А если бы жертвы были? А это всего лишь колесо. Мелочи же! Войдите в мое положение, ну! Сейчас коллега, который за мной идет, подъедет, все решим".

Ужасы и казусы поездок на общественном транспорте

Какое облегчение я испытываю, когда слышу в ответ, что ничего страшного не произошло. В тот раз я не ошибся с выбором "миротворца": женщина сердито шикнула на главную паникершу — пожилую мать, и все успокоились. Насчет аварии я ничего не придумал. В ДТП с трагическим исходом угодил когда-то мой коллега. Его точно так торопили пассажиры, которые опаздывали на мероприятие. В Балыкчи из-за высокой скорости он не справился с управлением, выехал на встречную полосу и столкнулся с легковушкой. Пассажиры маршрутки отделались ушибами, а в легковушке погиб водитель. Коллега много лет работал на износ, чтобы рассчитаться с долгами. Мы помогли ему по мере возможностей. Таких проблем я не хочу, поэтому любителей экстремальной езды сразу ставлю на место.

Что еще возмущает? Когда пассажиры пользуются салоном микроавтобуса, как мусорным баком. После некоторых такой хлам остается, словно они всю дорогу ели и пили. Пассажиры с детьми пакеты с рвотными массами оставляют, бутылки с мочой.

Что бывает, когда таксист не говорит о политике

Помните водителя из нашумевшего фильма "Белгисиз маршрут" ("Неизвестный маршрут")? Хамовитого мужика без каких-либо понятий о чести и совести играл ныне покойный Дуйшонбек Байдоботов. Так вот, люди думают, что все водители такие, как этот герой. Что нам лишь бы карманы набить и мы не гнушаемся ничем ради этого. На самом деле работа за рулем — одна из тяжелых и неблагодарных, поэтому водителям приходится проявлять не только терпение и выдержку, но и иногда хитрость. Но это не для толстого кошелька, а для того, чтобы заработать на жизнь.