НУР-СУЛТАН, 4 мар — Sputnik. Введение углеродного налога в Европейском союзе может привести к тому, что Казахстану понадобятся инвестиции в размере более 562 миллиардов долларов, заявил премьер-министр Казахстана Аскар Мамин.
Что беспокоит депутатов
В начале февраля депутаты фракции "Народной партии Казахстана" в мажилисе напомнили о том, что страны Евросоюза с 2022 года планируют ввести углеродный налог на импорт - налог, взимаемый с содержания углерода в топливе, как правило, в транспортном и энергетическом секторах.
Токаев сделал ряд важных заявлений по крупным нефтегазовым проектам
Депутаты отмечали, что это вызывает их беспокойство, так как более половины казахстанского экспорта приходится именно на страны Европы. Введение углеродного налога, по мнению парламентариев, будет нести риск для экономики Казахстана, в экспорте которой преобладает сырьевой сектор, в первую очередь, поставки нефти. Мажилисмены интересовались, что власти планируют предпринять в случае принятия такого налога. Особенно их беспокоило, не повлияет ли новый налог на экономическую стабильность добывающих компаний, а также на рост тарифов на энергоносители и тепло для населения.
Зачем ЕС нужен углеродный налог
Введение данного налога решит для союза две проблемы: снизит выброс парниковых газов, а также повысит конкурентоспособность европейских товаров на рынке. Введение данного налога планируется не раньше 1 января 2023 года.
Каким образом будет рассчитываться этот налог, скорее всего, станет известно в третьем квартале этого года. Планируется, что с 2023 года налог покроет продукцию таких секторов, как производство электроэнергии, черная металлургия и производство минералов, а с 2025 года схема налога будет расширена на другие сектора: химическую и все виды металлургической промышленности, а также нефтехимию.
Риски для Казахстана
Мамин сообщил, что основные риски и меры в отношении Казахстана определены в разрабатываемой Концепции низкоуглеродного развития до 2050 года. Концепция включает три сценария развития экономики Казахстана:
- базовый - сохранить существующую политику. В этом случае выплата углеродного налога в бюджет ЕС для всех отраслей экономики Казахстана к 2035 году может достигнуть 18,4 % от общего дохода экспорта;
- сценарийзеленой экономики - ужесточить системы торговли выбросами и внедрить платное распределение квот на выбросы парниковых газов. В этом случае сокращение выбросов парниковых газов достигнет 60%. На реализацию данного сценария потребуется 81,3 миллиарда долларов дополнительных инвестиций к 2050 году, это приведет к снижению налога на 6,3 % по отношению к базовому сценарию при уровне экспорта и ценах 2017 года;
- сценарийглубокой декарбонизации - учитывать меры по включению новых регулируемых отраслей экономики в систему торговли выбросами, а также внедрить в Казахстане углеродный налог для нерегулируемых секторов экономики. Это приведет к сокращению выбросов парниковых газов до 80%.
"Объем дополнительных инвестиций (при третьем сценарии – Sputnik.) предварительно оценивается в 562,3 миллиарда долларов. Данные меры позволят исключить углеродный налог для казахстанских товаров путем достижения уровня углеродной цены ЕС", - написал Мамин.
Углекислый газ обойдется дороже
Ожидается, что цена на углерод в системе Европейского союза по торговле выбросами значительно вырастет в ближайшие 10-15 лет. В 2020 году углеродная цена составила в среднем около 29 долларов за тонну углекислого газа. Прогнозируется, что в 2030 году цена вырастет до 105,9 доллара за тонну.
На сегодняшний день утверждена Дорожная карта по ответным мерам на вводимый в ЕС углеродный налог. В ней рассматривается возможность адаптировать казахстанскую систему торговли выбросами с европейской и не допустить рост тарифов.
"В целом данный вопрос находится на постоянном контроле и конкретные меры будут предложены по мере определения методологии и структуры механизма", - заключил премьер-министр Казахстана.