Тысяча камер и сотрудники-невидимки - как в аэропорту Алматы наблюдают за пассажирами

Служба авиационной безопасности Казахстана впервые за 30 лет отмечает свой профессиональный праздник
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

АЛМАТЫ, 1 фев — Sputnik. В международном аэропорту Алматы любой пассажир, встречающие или провожающие оказываются как на ладони. И дело не только в камерах наблюдения. Даже не замечая этого, вы находитесь под постоянным и неусыпным контролем до самой посадки на борт воздушного судна. Об особенностях работы Службы авиационной безопасности узнал корреспондент Sputnik Казахстан.

Тонкости отбора

В этот раз международный аэропорт Алматы впервые "встретил" меня на входе в терминал не как обычно, а коротким пронзительным сигналом. Уже через секунду путь у входа мне преградил коренастый мужчина средних лет в строгом костюме. В голове в тот же миг пронеслась вереница мыслей о том, что не так: оружия не ношу, трезв…

Все оказалось проще. Минута в минуту, поспевая на назначенную встречу с заместителем начальника Службы авиационной безопасности (САБ) Международного аэропорта Алматы, второпях я забыл натянуть на лицо медицинскую маску. Беспристрастная камера на входе тут же "доложила" об этом, и меня вежливо попросили исправить ситуацию. 

Тысяча камер и сотрудники-невидимки - как в аэропорту Алматы наблюдают за пассажирами

Мой визави встретил меня через несколько шагов: Балабек Саразбанов пообещал не только рассказать о работе службы, но и показать, как работает каждое подразделение. Естественно, в рамках дозволенного и незасекреченного. А секретов и тонкостей, как оказалось, в работе САБ хоть отбавляй. 

Тысяча камер и сотрудники-невидимки - как в аэропорту Алматы наблюдают за пассажирами

Пока мы не спеша направлялись в зону досмотра пассажиров внутренних рейсов, было время на несколько вопросов.

- Ребята у вас подтянутые все. Наверное, требования особые к ним при приеме на работу?

- Особенные – не то слово, - с нескрываемой гордостью отвечает Балабек Саразбанов. – Наверное, в полицию проще на службу поступить, чем к нам. Предпочтение отдаем выпускникам Академии гражданской авиации – нашего профильного вуза, бывшим сотрудникам правоохранительных органов и военным. Этим людям знакомо понятие "дисциплина". И, конечно, нужно пройти необходимые проверки, вплоть до Комитета нацбезопасности.

- Но у вас же не просто охрана. Наверняка, какие-то специфические требования есть, а значит и специальное обучение необходимо.

- Каждый кандидат проходит специальное обучение в Авиационном учебном центре алматинского аэропорта. До того, как приступить к работе, кандидат проходит несколько этапов проверки. На любом из них ему может быть отказано в приеме на работу, - говорит Балабек Саразбанов.

На месте старого терминала в аэропорту Алматы появится музей авиации

Видные и скрытые

В зоне досмотра внутренних вылетов было многолюдно: посадка шла сразу на несколько рейсов. Упустить такую возможность и не запечатлеть работу операторов досмотра было нельзя, и наш фотокорреспондент попросил разрешения пройти в зал ожидания.

 

Тысяча камер и сотрудники-невидимки - как в аэропорту Алматы наблюдают за пассажирами

Сопроводить его вызвался сам Балабек Серикович. Вот только проходить внутрь пришлось на общих основаниях. Досмотру своего коллеги я не удивился. Но досмотр замначальника САБа, фактически своего непосредственного руководителя, вызвал интерес.

- Никаких исключений? – спросил я после его возвращения.

- Никаких, - ответил он. – Там, за этой чертой, стерильная зона. Даже президент аэропорта, если есть необходимость туда попасть, будет досмотрен. Это правила для всех.

За всей кажущейся простотой работы инспекторов досмотра, которую, казалось бы, может сделать совершенно любой человек, как выяснилось, скрываются сотни часов специальной подготовки. Проходит она в специализированном Авиационном учебном центре аэропорта Алматы. Только глаз наметанный может легко заметить нечто запрещенное в ручной клади пассажиров, проходящей через рентген-телевизионную установку. 

Тысяча камер и сотрудники-невидимки - как в аэропорту Алматы наблюдают за пассажирами

- Нет, конечно, мы – не охрана, - говорит Саразбанов. – Наши задачи гораздо шире. Это и физическая охрана объектов инфраструктуры аэропорта, и проверка пропускного режима, и сопровождение грузов со склада временного хранения до борта воздушных судов. Подразделения досмотра, видеонаблюдения, кинологическая служба, кстати, самая большая в Казахстане. А еще – бюро пропусков.

- В крупных аэропортах мира в структуру САБ входят профайлеры. У вас они тоже есть? - интересуюсь я.

- Конечно. Внешне они ничем не отличаются от пассажиров. Их задача – по вербальным и невербальным признакам определять людей, скажем так, деструктивных, которые могут каким-то образом угрожать безопасности. Я не буду вдаваться во все нюансы, но хочу сказать, что любой сотрудник, который работает в службе авиационной безопасности, проходит постоянное обучение, подготовку и имеет по своей линии сертификат. Такая же подготовка идет и у профайлеров.

Аэропорт Алматы первым в СНГ получил международный сертификат безопасности

Вместо тысячи глаз

Несколько минут, пока мы шли к святая святых алматинской воздушной гавани – Центру оперативного управления (ЦОУ), в который заведены больше тысячи (!!!) видеокамер, я не переставал озираться в надежде "вычислить" хоть одного профайлера. Тщетно. 

Тысяча камер и сотрудники-невидимки - как в аэропорту Алматы наблюдают за пассажирами

ЦОУ Международного аэропорта Алматы оказался довольно компактным по размеру, но как только мы вошли внутрь, глаза буквально разбежались. Пять операторов видеонаблюдения внимательно вглядывались в плазменные панели, которыми буквально увешаны все стены помещения. На каждой – изображение, передаваемое в онлайн-режиме с полусотни камер.

- Теперь вы понимаете, что, когда мы говорим, что в аэропорту нет "слепых" и неконтролируемых зон, мы не преувеличиваем, - обращается ко мне Балабек Саразбанов.

Как выяснилось, такая укомплектованность видеокамерами – не чья-то блажь или прихоть. Практически каждый день в САБ обращаются пассажиры, которые что-то оставили или потеряли, с просьбой поднять видеозаписи, чтобы прояснить ситуацию. Именно благодаря наличию столь серьезной системы видеонаблюдения операторам неоднократно удавалось находить и возвращать пассажирам и борсетки с деньгами, и потерянные ювелирные украшения, и прочие ценные и не очень вещи.

Тысяча камер и сотрудники-невидимки - как в аэропорту Алматы наблюдают за пассажирами

- Много людей обращаются, - говорит Балабек Серикович. - Но мы можем предоставить видео только с санкции прокурора и в том случае, если человек официально обратится в линейный отдел полиции с заявлением. Тогда по их запросу мы отрабатываем. У нас есть архив, который хранится от месяца до трех, и мы можем поднять его.

Лаборатория с тремя видами тестов на COVID открылась в аэропорту Алматы

По последнему слову

Но, пожалуй, самым "вкусным" объектом нашей экскурсии стал цех бортового питания. Именно здесь днем и ночью десятки поваров готовят еду на рейсы авиакомпаний, как отечественных, так и зарубежных. 

Тысяча камер и сотрудники-невидимки - как в аэропорту Алматы наблюдают за пассажирами

Как только мы вошли внутрь, почувствовали аромат, с детства знакомый каждому, кто хоть раз летал на самолете. Перепутать его с запахами бюджетной столовки или вполне себе приличного кафе невозможно. Здесь он особый. Так же, как и меры безопасности. 

Тысяча камер и сотрудники-невидимки - как в аэропорту Алматы наблюдают за пассажирами

Прежде чем еда попадет на борт самолета, она проходит контроль сотрудников САБ. Цель – все та же: на авиалайнер не должен попасть ни один запрещенный предмет.

- А зачем так строго? Вроде, тут все свои. И чтобы попасть на территорию, проходят несколько постов проверки? - интересуюсь я.

- В цеху, как на любой кухне, при приготовлении пищи используются ножи. А значит, это небезопасно, - объясняет Балабек Саразбанов. – Каждый нож тут – на особом учете. В каждом цеху свои ножи. Отличаются по цвету ручек. И каждый пронумерован. Заступил на смену - принял по описи. Закончил – так же и сдал. Потерял – ЧП. Будут искать, пока не найдут. А нумерация исключает возможность подмены.

Тысяча камер и сотрудники-невидимки - как в аэропорту Алматы наблюдают за пассажирами

Пока мы проходим по помещению, заместитель начальника САБ делится новостями. С начала года работать его сотрудникам стало несколько проще. Если раньше перед отправкой на борт каждую тележку с едой приходилось досматривать вручную, на что уходило немало времени, то теперь это занимает всего несколько секунд. 

Тысяча камер и сотрудники-невидимки - как в аэропорту Алматы наблюдают за пассажирами

Дело в том, что осенью прошлого года здесь заработало новое досмотровое оборудование. 

- Внешне оно мало отличается от привычных рентген-телевизионных установок, через которые проходит багаж, - говорит Саразбанов. – На самом же деле - это самое передовое оборудование, которое есть еще только в двух аэропортах мира – в Хитроу в Лондоне и в Домодедово в Москве. В нашем аэропорту мы используем только самое современное и передовое оборудование. Руководство аэропорта относится к этому вопросу очень серьезно и на безопасности не экономит.

Покидая воздушную гавань

Цех бортового питания Международного аэропорта Алматы стал последней точкой нашей экскурсии. Хотя, учитывая широкий спектр задач, которые выполняет Служба авиационной безопасности, за завесой тайны осталось еще немало интересного. Однако эти детали, как нам объяснили, уже исключительно для посвященных и разглашению не подлежат.

- В плане обеспечения безопасности у нас все соответствует международным стандартам. На данный момент имеющимися силами мы обеспечиваем необходимые стандарты и рекомендуемую практику ICAO. В 2017 году у нас в аэропорту эта организация провела свой аудит. Мы его сдали на "отлично", - сказал Балабек Саразбанов.

Посадка самого большого самолета в мире в аэропорту Алматы - видео из кабины пилота

Справка Sputnik Казахстан

Служба авиационной безопасности была создана 1 февраля 1991 года приказом командира Алматинского авиационного отряда Казахской ССР.

В канун 30-летнего юбилея со дня образования САБ и в соответствии с решением участников Республиканского совещания по авиационной безопасности приказом генерального директора АО "Авиационная администрация Казахстана" учрежден День чествования ветеранов и действующих сотрудников САБ – 1 февраля каждого календарного года.