В конце 60-х годов служил я срочную службу, работая картографом в штабе войск одного военного округа. И часто задания мне давал замначальника служебно-оперативного отдела полковник Александр Цыганков. Маленького роста, худощавый, в очках, он походил на затюканного ботаника. Но внешность его была обманчива: полковник был мастером спорта по стрельбе и по бегу на лыжах. Эти его способности и проявились в истории, о которой я хочу рассказать.
По долгу службы он много времени проводил в командировках. Вот и в тот декабрьский день Цыганков собирался в очередную поездку. К вечеру, получив командировочные и оружие, он сел за подготовку документов, поэтому из управления вышел, когда уже стемнело.
Одет полковник был в штатское, причем внимание прохожих обращала на себя большая бобровая шапка, привезенная Цыганковым недавно из Москвы и бывшая предметом его гордости.
Свернув с центральной улицы, офицер пошел по заснеженному скверу. В это время сзади послышались быстрые шаги, перешедшие в бег.
Краем глаза Цыганков увидел, что догоняют его двое мужчин.
"Торопятся люди", - подумал он и, когда бегущие поравнялись с ним, резко шагнул в сторону, уступая дорогу.
Очевидно, это его и спасло. Потому что удар тяжелым предметом, предназначавшийся голове полковника, прошел по ней вскользь и пришелся на плечо. Однако этого хватило, чтобы сбить Цыганкова с ног. Один из мужчин рванул бобровую шапку упавшего, и оба нападавших побежали вглубь сквера.
- Стой! - закричал Цыганков и кинулся за ними.
Убегавшие были, похоже, в хорошем настроении.
- Догони-ка, дядя, - хохотнул один из них.
Но веселился он напрасно. Уже через минуту мастер спорта Цыганков настиг ближайшего из грабителей - длинного худого мужика - и подсечкой свалил его на снег. Другой - верзила, головы на две выше полковника - тотчас остановился и пошел на своего преследователя. В руке у него была короткая дубинка, которой он уже ударил Цыганкова (как выяснится позже - резиновый шланг, внутри - металлический стержень).
- Ну, очкарик, держись! - пообещал он полковнику. Поднявшийся с земли его сообщник, оскалившись, стал заходить сбоку, пряча правую руку за спину.
И тогда Цыганков вспомнил про свой пистолет, полученный для командировки, и извлек его на свет.
- Стой, стрелять буду! - крикнул он.
- Чево? - ухмыльнулся опять верзила. - Он у тебя чё, пистонами стреляет?
Цыганков пальнул вверх. Выстрел звонко громыхнул в морозном воздухе.
Однако это не остановило нападавших. Верзила прыгнул вперед и, что-то заорав, взмахнул своей дубинкой. Но опустить ее на голову Цыганкова опять не успел. Пуля прошила ему ногу чуть ниже колена. Он дико заорал и рухнул, как подкошенный, выронив шапку полковника. Его крик отрезвил худого. Тот воровато кинул нож в снег и поднял кверху дрожащие руки.
- Посади его на себя, - приказал ему Цыганков, подобрав нож и дубинку грабителей. - Если рыпнешься - пристрелю.
Худой взгромоздил на закорки стонущего и матерящегося верзилу и, пошатываясь, тронулся вперед.
Полковник, вернув свою бобровую шапку на голову, пошел следом. Нападавшим еще повезло, что ближайшее отделение милиции находилось через квартал.
Цыганков сдал обоих грабителей в дежурную часть, предъявив служебное удостоверение и оставив свои координаты.
Утром полетел в командировку с тяжелым настроением: что-то будет ему за стрельбу?
Но опасения его насчет возможных неприятностей по службе оказались напрасными. Спустя две недели он получил в награду именные часы от начальника управления внутренних дел области. Оказалось, что за двумя задержанными числилось больше десятка подобных грабежей и два убийства. И этот криминальный список мог бы стать больше, не подведи преступников бобровая шапка.
(Фамилия изменена).