Фото

Легендарный Турксиб празднует юбилей: как строили историю 90 лет назад - фото

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

О нем писали поэты. О нем снимали фильмы. О нем и сегодня поют акыны. Легендарная Туркестано-Сибирская магистраль стала настоящим памятником созидания и труда людей самых разных национальностей, изменившим весь жизненный уклад на огромной территории, по которой проходила дорога, ставшая "железным" продолжением Великого Шелкового пути. 

Станцию Луговая переименовали в Турксиб

К тридцатым годам XX века на территории Казахстана действовала железная дорога Оренбург-Ташкент, построенная в 1904 году. Идея постройки новой линии, которая связала бы Туркестан, Семиречье и Сибирь, обсуждалась в правительственных кругах России еще в 1886 году. Через десять лет, в 1906 году, даже было решено выделить средства для амбициозного проекта строительства дороги Барнаул – Семипалатинск – Верный – Луговая – Арысь. Однако до строительства дело тогда так и не дошло. 

Как закалялась казахстанская сталь

Снова к проекту вернулись еще двадцать лет спустя. В декабре 1926 года советское правительство приняло решение построить магистраль. 

Турксиб должен был стать не только самой массовой стройкой первой пятилетки, но и символом превращения Советского Союза из аграрной страны в индустриальную. 15 сентября 1927 года было уложено первое звено магистрали в Семипалатинске, 19 ноября того же года – в Луговой. 

Сенаторы просят построить прямую дорогу к Каспийскому морю

Энтузиасты, которые приехали на важную стройку со всей страны, смогли проложить 1 145 километров рельсового пути через горные реки, скалистые хребты, раскаленные пески, противостоя пронизывающим ветрам и бешеному перепаду температур, практически без техники, вручную. И тем не менее последний, "серебряный" костыль, соединивший Турксиб, был забит на восемь месяцев раньше запланированного срока. 

Sputnik Казахстан предлагает вспомнить, как как это было. 

 

1 / 12
Турксиб стал одной из самых знаменитых строек первой пятилетки в СССР. Решение о строительстве Турксиба было принято 3 декабря 1926 года. 1 145 километра рельсового пути предстояло проложить через горные реки, скалистые хребты, раскалённые пески.
2 / 12
Торжественное открытие первой очереди Турксиба (Туркестано-Сибирская магистраль) — железной дороги из Сибири в Среднюю Азию. Казахская ССР, 10 мая 1929 года.
3 / 12
Подготовка к строительству началась в апреле 1927 года. Укладка первого звена трассы от станции Семипалатинск произошла 15 сентября 1927 года, с другого конца от станции Луговая — 19 ноября.
4 / 12
Согласно казахскому обычаю, первый паровоз вышел с Луговой на новую линию через специально построенную арку, символизирующую юрту, через которую проносят новорожденного. На одной стороне арки было написано "Туркестан", на другой — "Сибирь".
5 / 12
Тысячи людей, пришедших на строительство дороги, обучились грамоте, приобрели технические специальности путейцев, машинистов, механиков, связистов.
6 / 12
Строительство Турксиба стало одним из самых значимых событий XX века. На самом пике строительства в работах участвовало 30-40 тысяч рабочих.
7 / 12
Турксиб назвали дорогой новой жизни. Магистраль оказала огромное влияние на жизнь региона, вдохнула новую жизнь в уездный город Алматы, открыла новые города и рабочие поселки Жанасемей, Чарск, Жангызтобе, Актогай, Лепсы, Матай, Сарыозек, Шу, Аягуз, Отар и многие другие.
8 / 12
Турксиб стал кузницей национальных кадров. За годы его строительства и развития бывшие кочевники овладели железнодорожной профессией и стали достойными основателями семейных железнодорожных династий.
9 / 12
По новой дороге в центрально-азиатские республики пошли поезда с углем, лесом, металлом и хлебом, в обратном направлении – фрукты, хлопок и шерсть. Железная дорога дала мощный толчок для развития региона, открыв новые перспективы для сельского хозяйства, горнодобывающей, металлургической, нефтяной промышленности и других отраслей. С каждым годом объемы перевозок по Турксибу значительно возрастали.
10 / 12
Станция Чу (с 1992 года Шу) - одна из первых железнодорожных станций Туркестано-Сибирской магистрали, соединившей Среднюю Азию с Сибирью. Смычка Турксиба произошла 21 апреля 1930 года.
11 / 12
"Серебряный" костыль, завершавший смычку рельсов Турксиба, был забит на 8 месяцев раньше запланированного срока.
"Вот подается последняя пара рельсов. Мгновение и последний удар! Есть! Смычка состоялась. Сотня рабочих северной и южной укладки бросились навстречу друг другу. Мощное "Ура!" рвалось из сотен грудей. Это были незабываемые минуты. Люди обнимались, поздравляли друг друга с победой. Ветераны строительства не могли сдержать слезы радости", - писала железнодорожная газета "Гудок".
12 / 12
Строительство Турксиба фактически было превращено в поход энтузиастов труда, проходивший при исключительно тяжелых природных и бытовых условиях.