О нем писали поэты. О нем снимали фильмы. О нем и сегодня поют акыны. Легендарная Туркестано-Сибирская магистраль стала настоящим памятником созидания и труда людей самых разных национальностей, изменившим весь жизненный уклад на огромной территории, по которой проходила дорога, ставшая "железным" продолжением Великого Шелкового пути.
Станцию Луговая переименовали в Турксиб
К тридцатым годам XX века на территории Казахстана действовала железная дорога Оренбург-Ташкент, построенная в 1904 году. Идея постройки новой линии, которая связала бы Туркестан, Семиречье и Сибирь, обсуждалась в правительственных кругах России еще в 1886 году. Через десять лет, в 1906 году, даже было решено выделить средства для амбициозного проекта строительства дороги Барнаул – Семипалатинск – Верный – Луговая – Арысь. Однако до строительства дело тогда так и не дошло.
Как закалялась казахстанская сталь
Снова к проекту вернулись еще двадцать лет спустя. В декабре 1926 года советское правительство приняло решение построить магистраль.
Турксиб должен был стать не только самой массовой стройкой первой пятилетки, но и символом превращения Советского Союза из аграрной страны в индустриальную. 15 сентября 1927 года было уложено первое звено магистрали в Семипалатинске, 19 ноября того же года – в Луговой.
Сенаторы просят построить прямую дорогу к Каспийскому морю
Энтузиасты, которые приехали на важную стройку со всей страны, смогли проложить 1 145 километров рельсового пути через горные реки, скалистые хребты, раскаленные пески, противостоя пронизывающим ветрам и бешеному перепаду температур, практически без техники, вручную. И тем не менее последний, "серебряный" костыль, соединивший Турксиб, был забит на восемь месяцев раньше запланированного срока.
Sputnik Казахстан предлагает вспомнить, как как это было.