НУР-СУЛТАН, 5 ноя – Sputnik. Депутаты сената приняли законопроект "О ратификации соглашения о судоходстве". Соглашение повысит транзитный потенциал казахстанских портов по Транскаспийскому международному транспортному маршруту.
Во время рассмотрения законопроекта на пленарном заседании палаты вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Берик Камалиев сообщил, что основные положения соглашения о судоходстве направлены на упрощение разрешительного порядка транзитного прохода судов по внутренним водным путям сторон.
"Соглашением определен срок рассмотрения заявки на транзитный проход – 10 дней, выдачу разрешения будет осуществлять уполномоченный орган. Из всех стран-участниц соглашения только Россия имеет внутренние водные пути, по которым возможно транзитное плавание судов. В настоящее время разрешение на транзитный проход выдается правительством Российской Федерации, и его получение занимает от трех до шести месяцев", - сказал Камалиев.
Сенаторы просят построить прямую дорогу к Каспийскому морю
Вице-министр уточнил, что сейчас грузы из портов на Черном море до казахстанских портов доставляются транзитом через Волго-Донской судоходный канал. Поскольку только казахстанские компании будут иметь возможность упрощенного порядка прохода по внутренним водным путям России, то уже сейчас прикаспийские страны (Азербайджан, Иран, Туркменистан), которые не являются членами Евразийского союза, проявляют заинтересованность в задействовании казахстанских перевозчиков для перевозки грузов из портов на Каспии до портов на Черном море.
"Таким образом, повышается транзитный потенциал наших портов по Транскаспийскому международному транспортному маршруту. С учетом принятия соглашения возможно увеличение к 2025 году перевозок транзитом через водные пути России до 250-300 тысяч тонн грузов в год", – уточнил Камалиев.
Расширение границ судоходства
Также в рамках законопроекта предусмотрен перевод двухсторонних перевозок на уведомительный порядок. Ежегодно до первого апреля уполномоченными органами будут согласовываться предварительные списки судов, которые будут осуществлять двусторонние перевозки. При необходимости в течение года эти списки могут корректироваться. При этом с принятием соглашения казахстанские перевозчики смогут осуществлять речные перевозки не только в пределах Иртышского бассейна, но и с выходом на реку Обь.
Перспективы Каспийского региона на фоне мирового кризиса
Кроме этого, сейчас прорабатывается вопрос возобновления двусторонних перевозок между портами Атырау и волжскими портами Астрахани и Волгограда.
В планах министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана в течение ближайших пяти лет довести объемы речных перевозок до 1,5 миллиона тонн.
Равный доступ к услугам портов
Берик Камалиев также проинформировал, что законопроектом предусмотрено предоставление сторонами равных условий доступа к услугам портов, а также взаимное признание судовых документов и документов членов экипажей судов. Это позволит упростить прохождение осмотра судов контролирующими органами в портах сторон соглашения. В рамках реализации соглашения сторонами запланировано принятие отдельного межведомственного договора по установлению требований к минимальному составу экипажей судов.
Как работают морские порты Казахстана в условиях режима ЧП
Во время обсуждения законопроекта в сенате Камалиев подчеркнул, что ратификация соглашения не повлечет дополнительных бюджетных трат.
Принятый депутатами сената законопроект направлен на подпись президента Казахстана.