НУР-СУЛТАН, 30 окт – Sputnik. В Нур-Султане продолжается судебный процесс по делу о хищениях в компании "Астана LRT". В пятницу, 30 октября, на втором заседании по делу состоялся допрос свидетеля Айны Иржановой.
ТОО "Астана LRT" было создано в 2011 году по решению акимата Астаны. Учредителем ТОО являлось управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
Свидетель рассказала суду, что в 2012 году она пришла работать в компанию.
В акимате Нур-Султана рассказали, что будет с LRT
"В то время, когда появилась организация и набирались сотрудники, я там не работала, я пришла позже. Первый год я работала дистанционно. Подключилась полностью к работе я уже весной 2012 года. Соответственно, все, что происходило в 2011 году, знаю из документов и разговоров сотрудников. Исходя из учредительных документов, которые я изучала при поступлении на работу, целью создания "Астана LRT" была реализация проекта "Новая транспортная система Астаны - LRT". Предприятие было создано исключительно для реализации проекта LRT", - рассказала Айна Иржанова, отвечая на вопросы прокурора Джангельды Есебаева.
Проект LRT начал активную фазу развития в 2011 году. Компания "Астана LRT" получила уставный капитал в размере 10 миллиардов тенге. Эти деньги поступили на расчетный счет "Астана LRT". По словам Иржановой, в то время еще было разрешено держать выделенные из бюджета деньги в банках второго уровня.
Создание консорциума
Впоследствии проект LRT начал свое развитие: разработали технико-экономическое обоснование (ТЭО), финансово-экономическое обоснование (ФЭО). В рамках этих двух документов начали проводить конкурсы по госзакупкам, в том числе конкурс на услуги консультантов по управлению проектом, услуги по разработке проектно-сметной документации (ПСД).
Однажды, по словам Иржановой, экс-председатель правления "Астана LRT" Талгат Ардан вернулся с очередного совещания и сказал, что у него есть "замечательное решение в виде создания консорциума", который будет состоять из французской и казахстанской компаний.
Договоры по предоставлению консультаций заключили с компаниями Systra и "Нур Трейд".
Компанию Systra представлял тогда Алан Годри. Фамилию представителя "Нур Трейд" Айна Иржанова вспомнить не смогла. По ее словам, его звали Адилет.
Для того, чтобы компания Systra могла участвовать в госзакупках, был создан консорциум, потому что на тот момент заявку для участия в госзакупках мог подать только резидент Казахстана (Systra – французская инженерно-консалтинговая компания).
"Он (Талгат Ардан – Sputnik) познакомил меня с руководителем тогда еще "Нур Трейда", его звали Адилет. И с финансовым директором "Нур Трейда" на тот момент, это был Улугбек Исмаилович (Ачилов, один из подсудимых – Sputnik). Сказал, что эта компания согласилась помочь создать консорциум с компанией Systra, и представить необходимые документы и все, что нужно для конкурса (госзакупок – Sputnik)", - рассказала Айна Иржанова.
Поставками для проектирования LRT поручили заняться испанской компании Tipsa. Для этого снова был создан консорциум, на этот раз испанской компании и казахстанской "Энджи Пром".
Конкурс проводился в бумажном формате
"Талгат Ардан боялся, что придут некомпетентные ТОО, не совсем понимающие, какого уровня консультанты и проектировщики нужны проекту. Для этого он консультировался вне офиса, я не знаю, с кем. Но он пришел с идеей проведения госзакупок спецпорядком. И дал мне и Алиевой Анастасии (юрист предприятия - Sputnik) поручение узнать, действительно ли это возможно. На что мы сказали, что да, такой способ существует, он не переведен в электронный формат, он до сих пор остался в бумажном формате. Этот способ применяется очень узко", - добавила свидетель.
Компания получила разрешение в управлении транспорта на проведение конкурса специальным способом.
"Начальником управления на тот момент вроде бы был Аманжулов (Рашид, один из подсудимых – Sputnik). Получив документы, мы провели эти конкурсы, опубликовывая объявления только на сайте пассажирского транспорта. На конкурс пришла компания Systra. На одном из конкурсов была компания, то ли корейская, то ли китайская. Они тоже принимали участие, но у них очень много было подготовлено ошибочных документов, и они были отклонены", - добавила Иржанова.
В результате договор заключили с французской компанией Systra.
Ардан любил проводить совещания по любому поводу
"Специфика работы Талгата Ардана - это проведение совещаний по любому вопросу. Эти совещания могли длиться часами. На них обязательно было присутствие Алана Годри. Если это касалось проектирования, то - представители компании Tipsa (тоже присутствовали). Эти люди находились в нашем офисе так же, как и мы, в течение всего рабочего дня. Эти поручения он давал в офисе на Ауэзова", - рассказала бывшая подчиненная Ардана.
При реализации проекта БРТ (скоростные автобусы) и второго проекта LRT, по словам Айны Иржановой, компании "Астана LRT", Systra и "Нур Трейд" переехали в одно здание по проспекту Туран, 34. Руководители компаний имели возможность вести переговоры в любое удобное время.
"Талгат Ардан заходил к Канату Султанбекову (тогда замакима Астаны – Sputnik) вместе с Аланом Годри и единолично. Это происходило в день по несколько раз, в том числе со сводно-сметными затратами. Они правились и корректировались. Этот документ правил замакима (Султанбеков – Sputnik) и Ардан. Утверждал его аким Тасмагамбетов (Имангали, аким столицы с 2008 по 2014 год – Sputnik)", - добавила она.
В каждом случае за подписью на листах согласования ходил лично Талгат Ардан. Он заходил к каждому начальнику управления.
"Я при этом всегда стояла в коридоре. Я ходила только лишь тогда, когда нужно было ставить печать. К акиму с этим документом уже пошел сам Султанбеков. Но впоследствии аким (Тасмагамбетов – Sputnik) поручил Канату Султанбекову самому решить вопрос, так как он ответственный за проект. Так, по крайней мере, он сказал. Мы переделали лист согласования, и сводно-сметные варианты во втором варианте утвердил замакима Султанбеков", - заявила Иржанова.
Суд по хищениям в LRT
В четверг, 29 октября, в Нур-Султане начался судебный процесс по делу о хищении средств при строительстве проекта LRT. На скамье подсудимых семь человек.
Среди них: бывший начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы Рашид Аманжулов, бывший депутат и секретарь маслихата Нур-Султана Жанат Нурпиисов, экс-председатель правления АО Astana Innovations Талгат Ашим, а также сотрудники различных предприятий Улугбек Ачилов, Тимур Касабаев, Дулат Мусенов и Даурен Абдыхамитов.
Еще двое фигурантов дела - экс-заместитель акима столицы Канат Султанбеков и бывший председатель правления "Астана LRT" Талгат Ардан находятся в международном розыске с мерой пресечения "содержание под стражей". Поэтому судебные заседания проходят без их участия.
Всех подсудимых обвиняют в хищениях на сумму 5,8 миллиарда тенге (13,4 миллиона долларов по нынешнему курсу) при реализации проекта легкорельсового транспорта.
Дело рассматривает судья столичного специализированного межрайонного суда по уголовным делам Кажымухан Мекемтас.