Уходящая эпоха "Жас каната" - Мурату Иргалиеву исполнилось бы 63

Сегодня создателю легендарного фестиваля "Азия Дауысы" Мурату Иргалиеву исполнилось бы шестьдесят три года
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Мы познакомились в начале двухтысячных, когда другое его детище - самобытный и удивительный конкурс молодых исполнителей "Жас канат" только-только "переехал" в столицу. Каждый новый конкурс был борьбой - борьбой за вкус слушателей и музыкантов, борьбой за внимание зрителей, борьбой за финансирование и спонсорскую помощь, и борьбой за качество во всем - от костюмов и декораций до звездного состава жюри и безупречного "звучания" каждого из конкурсантов.

Забытый "Жас канат": почему конкурс, открывший Димаша, не стал популярным телешоу
Как и многие другие, по счастливой случайности я оказалась внутри этого удивительного мира, наполненного позитивом и радостью, подчиненного жесткому распорядку и предусматривающему потрясающий творческий рост для всех - от осветителей и монтажеров до певцов и журналистов.

То, как организованы мероприятия под знаком "Азия Дауысы", неизменно вызывает восторг у всех участников, в том числе зарубежных звезд. За кулисами конкурсанты "Жас каната", "Азия Дауысы", а также международного конкурса казахской песни "Астана" не раз признавались, что такого продуманного графика работы и отдыха не встречали нигде в мире. Артисты восторгались тем, что организаторы предусматривали даже самые, казалось бы, незначительные вещи - например, национальные сувениры или предварительные встречи с гримерами. "Здесь мы почувствовали ненавязчивое и тактичное внимание организаторов", - делились иностранцы в кулуарах.

Основатель "Азия дауысы" Мурат Иргалиев скончался от коронавируса

Наверное, мне повезло: как тогдашний представитель пресс-центра конкурсов я услышала признание от редакторов известных в стране изданий о том, что они размещали у себя пресс-релизы с "Жас каната", "Азия Дауысы" и "Астаны" без изменений, "потому что все равно лучше не напишешь".

Признаюсь, эти лестные слова стали возможными потому, что команде Мурата Ажимовича все это время удавалось настраивать всех, кто оказывался внутри конкурсов, на единую творческую волну.

За кулисами всегда было видно, как конкурсанты и сотрудники штаба переживают за каждое выступление и радуются высоким баллам участников, как расстраиваются, когда кто-то должен оставить конкурсную "дистанцию", и как поддерживают друг друга. Да что там - я и сама, когда попадала на репетиции, очень волновалась за каждого жасканатовца. Причем так, что после некоторые спрашивали, не преподаю ли я вокал... Мои дети, можно сказать, выросли за кулисами этого музыкального конкурса, а младшая дочка даже оказалась счастливым талисманом для нескольких победителей.

Уходящая эпоха "Жас каната" - Мурату Иргалиеву исполнилось бы 63

Именно за это я люблю "Жас канат". Но никто и никогда не любил его так сильно, как Мурат Иргалиев. Даже после финансового кризиса 2008 года, даже когда обычные зрители "забыли" о "Жас канате", он с неизменной улыбкой заявлял: да, все верно - это не франшизные телешоу, чтобы показывать всю "подноготную", поэтому "хайпа" на "Жас канате" не поймаешь. Он был готов делать праздник даже для немногих зрителей. Но каждый из них - любитель хорошей музыки, причем отечественной, национальной.

Хроники террора в Казахстане: зачем лауреат "Жас канат" взорвал себя в здании КНБ в Актобе
Самобытный и неповторимый, "Жас канат" "зажег" большинство звезд казахстанской эстрады последних трех десятилетий. Говоря о конкурсе, Мурат Ажимович подчеркивал: это особое чувство, когда буквально у тебя в ладонях рождается звезда.

Каждым "выпускником" конкурса главный продюсер очень гордился. Хотя при встречах постоянно напоминал, как важно "вкладываться" в собственное развитие, не останавливаться и открывать в себе новое. Наверное, поэтому на юбилее конкурса в составе жюри были бывшие участники - Медеу Арынбаев, Маржан Арапбаева, Нурлан Абдулин, Мадина Садвакасова, Жанар Дугалова, Ерлан Кокеев и другие.

В последние годы, безусловно, самым ярким из "птенцов" стал Димаш Кудайберген. Двадцатипятилетний музыкант и исполнитель собирает аншлаги в крупнейших залах по всему миру, однако он вспоминал, что для него главный приз конкурса, "золотое крыло", был очень важным.

А Мурат Ажимович с удовольствием рассказывал о том, как Димаш добился своей победы - он с самого начала показал себя целеустремленным и дисциплинированным, искренним и открытым.

Впрочем, создатель "Жас каната" часами мог рассказывать о тех, кто выходил на сцену конкурса, о том, как ему нравится удивлять их и дарить им не минуту, а целую неделю славы - именно так работает жасканатовская магия.

За годы, когда в Астане проходил "Жас канат", изменилось почти все - юная столица в открытой степи полностью преобразилась, став современным мегаполисом со всеми его достоинствами и "болезнями роста", несколько раз менялось руководство "профильного" министерства, активно менялись градоначальники. Даже формат конкурса изменился - система туров, подсчета голосов, вместо симфонического оркестра на сцене звучали студийные записи...

Неизменными оставались обаятельная и открытая улыбка Мурата Ажимовича под козырьком очередной кепки и красота "живых" молодых голосов, которым еще только предстоит стать знаменитыми артистами...

В этом году "Жас канат" пока еще не отметил свой двадцать восьмой день рождения. И, к горькому сожалению, если праздник музыки и состоится, то уже без главного продюсера и создателя конкурса - увы, коварный коронавирус унес жизнь Мурата Иргалиева.

Он был романтиком и авантюристом в лучшем смысле этого слова. Он был открыт самым безумным идеям, которые блестяще претворял в жизнь. Он был дипломатом и журналистом, строгим руководителем, удивительным учителем и хорошим другом.

Он был создателем звезд и харизматичным лидером, собиравшим вокруг себя талантливых единомышленников и вдохновлявшим многие поколения молодых исполнителей и медийщиков.

Сегодня мы могли бы отмечать его шестьдесят третий день рождения. Но единственное, что мы можем - помнить.