"Его мать говорила, что жену надо бить": истории жертв бытового насилия в Казахстане

Слезы, боль, страх и насилие для этих женщин остались позади. Однажды они решили изменить свою жизнь и перестать быть жертвами
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

АЛМАТЫ, 17 сен — Sputnik. Ужасающие истории о семейных трагедиях, жестоких расправах и бытовом насилии регулярно попадают в казахстанские СМИ и потрясают соцсети. Почему женщины становятся жертвами, как им удается вырваться из подобных отношений и где найти помощь в таких ситуациях в Алматы, корреспондент Sputnik Казахстан узнал, побывав в приюте Arasha.

"Бьет, пьет, выгоняет из дома" - эти причины нередко заставляют женщин бежать без оглядки от домашних тиранов. Но эксперты по вопросам семейных отношений заявляют, что насилие может оказываться не только физическим, но и психологическим, нередко и экономическим. Жертвы такого влияния могут годами не замечать проблем.

"Бил, а я смирилась": как не стать жертвой бытового насилия

Для тех, кто хочет вырваться из токсичных отношений, создан приют для жертв бытового насилия Arasha - его сотрудники помогают женщинам и их детям пережить депрессию, социализироваться и встать на ноги.

Всегда и во всем виновата я

Айым (имя изменено) рассказала, что прожила в браке десять лет, пока не поняла, что в их семье "что-то идет не так". Женщина пояснила, все это время и супруг, и его родители, оказывали на нее сильное психологическое давление.

"Его мать говорила, что жену надо бить": истории жертв бытового насилия в Казахстане

"Муж меня постоянно унижал, оскорблял, подавлял во мне все живое. Он заболел или взял кредит – виновата я. В этом его поддерживали и родители. Им не нравилось, как я наливаю чай, как готовлю, как стираю и так далее. Когда я сильно обижалась на супруга, он делал недоуменный вид и говорил, что все нормально, я его полностью устраиваю. За эти 10 лет я и сама начала верить в то, что всегда виновата я", - сказала Айым.

Зачем женщины терпят тиранов

Она подчеркнула, что супруг доводил ее до слез намеренно. Ему, по ее словам, постоянно была необходима подпитка негативными эмоциями. Отношения осложнялись и тем, что в них вмешивалась мать супруга.

"Его родители могли при родственниках обсмеять меня, придумывали про меня небылицы, что я собиралась ударить их молотком. Такие сказки сочиняли, даже говорить стыдно", - отметила женщина.

Его мама хотела, чтобы он меня бил

Отношение родственников к Айым усугубилось, когда она решилась уйти от мужа и вернулась в родительский дом. Правда, ненадолго. Позже она снова сошлась с супругом и забеременела вторым ребенком.

"Его родители были уверены, что ребенок – не от их сына. Думали, я нагуляла. Но это не так. И муж прекрасно об этом знал. Но, зная, что меня это сильно задевает, он специально постоянно говорил: "Мне кажется, что этот ребенок не мой". Вот так доведет до слез, получит мои негативные эмоции и радуется. А после, как будто ничего не случилось, уверяет, что все у нас нормально в семейной жизни", - сказала Айым.

Она также рассказала, что свекровь постоянно упрекала своего сына в том, что он не бьет жену. Женщина, по словам Айым, уверена в том, что для мужчины жесткое отношение должно быть в порядке вещей.

"Подвал": личная история казахстанской правозащитницы, пережившей насилие

"Видимо, он ее послушал. Во время карантина начал угрожать, что будет избивать, если я не стану лучше. Я испугалась, забрала детей, нашла этот приют и приехала сюда. Я уже была готова морально остаться одной с детьми. Не вернусь к нему никогда, только, если не сойду с ума", - заявила женщина.

Свекровь выгоняла с ножом в руках

Другая жертва бытового насилия – Анара (имя изменено) – рассказала, что с мужем у нее идеальные отношения. Все проблемы шли от его мамы.

"Его мать говорила, что жену надо бить": истории жертв бытового насилия в Казахстане

"Я в приюте живу уже 3 месяца. Попала сюда после того, как свекровь выгнала меня с ножом в руках из дома с двумя детьми. Вспоминать страшно... Она всегда меня ненавидела, ругала, издевалась. Но все стало хуже, когда моего мужа посадили в СИЗО на время расследования. Его подозревают в мошенничестве, он ждет суда. Свекровь винит меня во всех бедах, уверена, что из-за меня ее сын пошел на преступление. Она очень конфликтная и выпивает", - рассказала Анара.

Что ждет "маленьких невест" в Казахстане

После "изгнания" Анара с двумя детьми вынужденно жила в заброшенной новостройке. Там не было воды и еды – всем этим ей помогали неравнодушные люди. Лишь спустя два месяца женщина узнала о приюте для жертв бытового насилия и обратилась за помощью.

"Здесь мне помогли, поставили на ноги. Я очень жду, когда освободят моего мужа. Он невиновен. Я это точно знаю. Если его отпустят, я буду с ним, вернусь к нему. С мужем проблем не было, только с его мамой. Он обещает решить эту проблему", - подытожила Анара.

Новая жизнь

Накануне Айым и Анара покинули стены приюта – следующие несколько месяцев они будут жить и адаптироваться к новым реалиям в "Береке-сити". Это социальный проект общественного культурно-образовательного фонда "Береке".

"Его мать говорила, что жену надо бить": истории жертв бытового насилия в Казахстане

"У фонда хорошая практика – они строят социальное жилье для уязвимых слоев населения. Основная проблема женщин и детей, которые попадают в приют – жилищный вопрос. В нашем приюте они могут прожить полгода, получить 8 социальных услуг. А вот куда идти после – большой вопрос. Родственники не принимают, с мужем сойтись нет никакого желания. Самостоятельно жить тоже не могут, потому что нет дохода", - рассказала директор приюта Arasha Маргарита Ускенбаева.

Сотрудники фонда, социальные работники и психологи обещают помочь им начать новую жизнь, освоить необходимые для работы навыки и найти работу.

"Его мать говорила, что жену надо бить": истории жертв бытового насилия в Казахстане

По словам Ускенбаевой, встречают такие случаи, когда женщина в семье была движущей силой, но при этом оказывалась жертвой.

"У нас был случай – женщина отстроила дом для своей семьи на пособия детей. Когда дом был уже построен, муж выгнал ее с детьми на улицу. Все документы были оформлены на него – женщина просто не имела законных оснований на участок и дом. Кроме того, муж избивал ее на протяжении 10 лет. У нее все кости переломаны были, ни одного живого места на теле. В нашем приюте женщинам и детям оказывают психологическую и социальную помощь. Мы помогаем с пропиской, документами, прикреплением в поликлинику, получением пособий", - отметила Маргарита Ускенбаева.

"Его мать говорила, что жену надо бить": истории жертв бытового насилия в Казахстане

Собирала своих детей по детдомам

Татьяна, одна из постоялиц "Береке-сити", рассказала свою историю. Женщине пришлось несладко – в свое время она была вынуждена бороться за детей, которые находились в разных детских домах.

"Его мать говорила, что жену надо бить": истории жертв бытового насилия в Казахстане

"Я была в гражданском браке четыре года. За это время у нас родились трое детей. Еще одним забеременела. Во время беременности заболела туберкулезом, дети остались без надзора. В результате их забрали в детские дома. Когда вылечилась, у меня ушло 4 года на то, чтобы вернуть их себе. Дело в том, что у меня не было никаких документов. Я родилась в Германской Демократической Республике, там затерялось мое свидетельство о рождении", - рассказала Татьяна.

Три истории женщин, переживших насилие

Восстановить документы ей помогли неравнодушные к ее истории люди, у которых она работала сиделкой. Позже удалось собрать своих детей вместе. О своем бывшем муже она вспоминать не хочет. Говорит, что никогда к нему не вернется.

"До совместной жизни у нас все было хорошо. Но, спустя некоторое время, он начал выпивать каждый день. Пропадал неделями. Я не вытерпела, собрала детей и ушла от него. Конечно, было страшно. Но страшнее было оставаться с ним. Он меня не бил, может это потому, что я вовремя ушла", - сказала Татьяна.

По ее словам, в фонде "Береке" с ней и детьми работают психологи, юристы и социальные работники. Татьяна отметила, что сейчас она копит деньги, чтобы купить земельный участок, построить свой дом и освободить социальную квартиру для других жертв бытового насилия, которых в стране меньше не становится.