НУР-СУЛТАН, 12 сен — Sputnik. Пик пандемии в Казахстане официально пройден, но страна готовится ко второй волне, а значит, сохраняются карантинные меры. Школы и другие организации образования функционируют ограниченно.
Для младшеклассников предусмотрена возможность учиться в дежурных классах до 15 детей, но они есть не во всех школах. Таким образом, основная нагрузка по организации обучения упала на плечи родителей: обеспечить школьника рабочим местом, техникой, помочь подключиться к онлайн-уроку, контролировать выполнение "классной" работы, своевременно сдавать учителю домашние задания, объяснять непонятные темы.
Что не так в учебном процессе и можно ли улучшить ситуацию? Какие плюсы и минусы есть у дистанционки, и когда Казахстан планирует вернуться к традиционной форме обучения? Об этом корреспондент Sputnik Казахстан поговорил с министром образования и науки Казахстана Асхатом Аймагамбетовым.
- Господин министр, со всех сторон сейчас поступают жалобы на организацию дистанционного процесса, в первую очередь, от родителей. Не секрет, что многие берегли свой отпуск на начало учебного года. Сейчас отпуска на исходе, а проблемы - нет. Кому-то приходится увольняться, кто-то отдал ребенка на целый день в платный детский центр, где уже формируются "классы" и неизвестно как соблюдаются санитарные нормы. Когда принималось решение по "дистанционке", какая роль отводилась родителям в учебном процессе?
- Решение по дистанционному обучению связано с эпидемиологической ситуацией. И мы, как законопослушные граждане, следуем постановлению главного санитарного врача страны и санврачей регионов. Они принимали решение по карантинному режиму, в том числе и по школам. А мы выполняем это решение и создаем необходимые условия.
Как социально поддержать родителей? Это вопрос не к министру образования. Вопросы соцзащиты и санитарных служб не в моей компетенции.
У родителей нет проблем с "дистанционкой" школьников, считает вице-премьер
Но проблемы есть не только у нас. Если вы посмотрите на срез медиа- и социальных сетей в других странах, то увидите одну общую тенденцию: везде родители недовольны, везде на них ложится большая нагрузка. Везде педагоги пытаются дать больше заданий, или требуют, чтобы ребенок присутствовал онлайн на уроке.
Все эти моменты практически идентичны во многих странах. Мы видим международный опыт, общаемся с коллегами из международных институтов, проводим анализ. "Родимые пятна" везде одинаковые.
У нас низкое качество дистанционного обучения связывают с медленным интернетом. Но даже в развитых странах с хорошим интернетом есть большая разница между уровнем знаний, полученных на дистанционном обучении и традиционным очным форматом.
Мы не исключение. Мы также ждем открытия школ и поддерживаем традиционное очное обучение.
Есть вопросы и с готовностью педагогов работать в новом формате, несмотря на все организованные курсы.
- Четвертая четверть прошла в "расслабленном" режиме в том, что касалось оценок. Сейчас новая система оценивания. Более того, детям снижают баллы, если ребенок не смог вовремя подключиться к онлайн-уроку. Как должен оценивать учитель успехи ребенка на "дистанционке"? Кому ставится оценка - ребенку или родителю, который не смог организовать учебный процесс дома? Есть ли четкие регламенты МОН?
- Не должен учитель сурово оценивать. А мы не должны строго регламентировать. Занятия, уроки, педагогический процесс – это творческий процесс. Есть общие рекомендации, все это обсуждалось на соответствующих курсах, которые мы проводили для педагогов.
Когда вы обобщаете факты, что ребенок не смог подключиться, или кого-то вынудили надеть школьную форму во время онлайн-эфира, это не говорит о том, что все три миллиона школьников так учатся. Это не так. Также как эксцессы во время онлайн-уроков.
Я не защищаю учителей, но учитель проводит урок за уроком. Самим педагогам дистанционная форма тоже дается непросто. И мы их понимаем.
Почти 500 тысяч наших педагогов столкнулись с новой реальностью, с проблемами, но при этом занятия продолжаются.
Да, где-то есть перегибы. Еще в четвертой четверти я выступал, говорил, что не надо сажать ребенка перед экраном в школьной форме. Не обязательно, чтобы все дети сидели у экранов. Если Сеть где-то не тянет, мы рекомендовали учителям разрешать ученикам отключать видеотрансляцию.
Мы каждый день работаем с нашими коллегами, обсуждаем такие ситуации, указываем на плюсы и новые возможности. Я лично провожу как минимум три совещания в неделю со всеми руководителями отделов образования. Мы включаем стриминг, к которому подключаются больше 300 человек, включая методические кабинеты районов.
Летом мы работали напрямую с директорами школ каждой области. Приходится работать в таком формате, иначе не получается донести позицию министерства до рядового педагога.
Мы создали специальные чаты, чтобы все принятые решения доходили до директоров школ напрямую. И в этом тоже есть плюс сложившейся ситуации, связанной с пандемией.
- Какие плюсы и возможности вы видите в дистанционном обучении?
- Обучение должно быть не столько синхронным (то есть "онлайн" или "стриминговым", когда учебный процесс происходит в режиме реального времени - Sputnik), сколько асинхронным. Это один из принципов дистанционного обучения.
Ребенок не может и не должен все 6-7 уроков сидеть перед экраном. И если обучение идет онлайн, а школьник хочет "отлучиться на 5 минут", и его за это наказывают, снижают оценку – это неправильно. Но это скорее исключение, таких ситуаций немного.
Большая часть педагогов уже поняла, что синхронное обучение даже менее продуктивно. Лучше, чтобы ученик занимался в своем индивидуальном темпе.
Плюс дистанционного обучения в том, что оно гибче, индивидуализированнее. Задания можно выполнять, когда у тебя есть время, когда ты более продуктивен.
И эти плюсы нужно использовать. На курсах, которые проходили педагоги, мы сделали акцент именно на этом. Если где-то есть перегибы, мы будем с этим работать.
- Есть еще один плюс "дистанционки": родители стали погружаться в школьную программу, у них появились вопросы к учебникам. Вы говорили, что министерство будет менять подход к составлению учебников. Когда планируется начать обучение авторов и экспертов учебников?
- Эта работа уже ведется. На прошлой неделе я проводил совещание с издательствами, авторами и экспертным сообществом. Для авторов и экспертов организованы курсы в университетах.
Даже хороший специалист не всегда может написать хороший учебник с точки зрения дидактики и педагогики. Авторы тоже нуждаются в соответствующей помощи и поддержке. В школе изменилась методология, программы.
"Произошла ошибка": школьникам вернули бесплатный доступ к электронным учебникам
Большая часть замечаний как раз касались программ. Поэтому они должны проходить экспертизу, апробацию. Учителя и эксперты, авторы учебников смотрят, дискутируют, согласовывают, вносят изменения, если нужно. Дальше проект проходит апробацию в определенных школах. Мы смотрим, как дети ее воспринимают, насколько сложно учителям. После этого программа утверждается, и на этом основании выпускается учебник.
Новые обязательства появятся у издательств школьной литературы. Мы уже обязали их открыть бесплатный доступ ко всем электронным учебникам.
- Когда выйдут учебники, написанные по новым стандартам?
- Мы должны синхронизировать эту работу с поэтапным переходом к 12-летнему обучению, чтобы не делать двойную работу и двойные расходы для бюджета. Чтобы в первый класс ребенок заходил уже с новыми учебниками.
Переход на 12-летнее школьное образование в Казахстане: инфографика по годам
- Переход на 12-летку планировался с 2021 года, он сдвигается из-за дистанционки?
- Нет, это не повлияет. Вся работа по переходу на 12-летнее образование идет по плану.
- Когда пандемия только началась, были прогнозы, что она может продлиться до 2023 года. На днях Минздрав рассказал, почему не нужно торопиться открывать школы. Вы рассматриваете такой, пусть и самый негативный вариант, что придется учиться дистанционно три года?
- Нет, трех лет "дистанционки" не будет. Мы планируем постепенный переход к традиционной форме обучения.
- В какие сроки?
- Решение будет приниматься главным санитарным врачом, я сейчас не могу это предсказать. Пока речь идет только о первой четверти.
- И все-таки, если говорить о возвращении к традиционному формату обучения в условиях переполненных школ – даже в Нур-Султане есть школы, где в параллели по 30 классов, а в классах по 40 учеников
- Нельзя говорить, что все 7 тысяч школ по стране переполнены. Больше половины – односменные, есть и малокомплектные. Например, сельские школы полупустые, ежегодно закрываются, потому что детей нет, люди переезжают из сел в города. Поэтому городские школы переполнены, несмотря на открытие новых учебных заведений.
Переуплотненность школ создает еще одну проблему - для получения детьми качественного образования важна и школьная инфраструктура: спортзал, столовая, обеспеченность компьютерами.
Минздрав предложил оставить "дистанционку" в Казахстане в первой четверти
Сейчас нас критикуют, говорят, зачем вы покупаете столько компьютеров. Зато теперь 1 компьютер приходится на 5 учеников, и это, согласитесь, уже другая ситуация.
Вопросы инфраструктуры, предметной базы, кабинетов физики, химии, биологии, мультимедийных кабинетов решаются параллельно даже во время пандемии.
Конечно, пандемия накладывает свой отпечаток на систему образования, но мы должны использовать ее как шанс для модернизации.
Справка: В Казахстане в 2020/2021 учебном году в школах учатся 3,3 миллиона детей, из них 352 тысячи - первоклассники. Всего в стране 7 тысяч школ, но в традиционном формате открылись всего 1 934 малокомплектные школы. В очном формате обучаются около 800 тысяч детей, из них в малокомплектных школах - 250 тысяч. Дистанционно учатся около 2,6 миллиона учеников.