Утечка информации
В начале 1975 года в Павлодаре и районах области участились кражи денег из касс организаций и совхозов. За несколько зимних и весенних месяцев число их достигло почти трех десятков. Милиция принимала все меры к прекращению этих преступлений и поиску злоумышленников. В кассах ежедневно выставлялась дополнительная охрана, привлекались к дежурству сотрудники внутренних органов, но кражи не прекращались.
- Судя по следам, оставленным на местах преступлений, воры были в кедах. Но это и все, что удалось установить. Столько краж и никакой оперативной информации, - вспоминает ветеран павлодарского уголовного розыска, полковник милиции в отставке Николай Буран. - Но зато выяснилось, что часто преступления совершались именно в те дни, когда посты не выставлялись. Получалось, что преступники были знакомы с нашим графиком, то есть шла утечка информации.
В то, что кто-то из оперативников связан с ворами, верить не хотелось, тем не менее, стали проверять молодых сотрудников. Но проверка не дала никаких результатов.
А преступники все больше наглели, кражи совершались то с промежутком в несколько дней, а то даже по две за одну ночь. Ворам нужны были деньги, но, зачастую, не найдя их, они брали все, что попадалось под руку, а вернее, то, что обнаруживали в сейфах учреждений и совхозов.
Так, со склада павлодарского проектно-конструкторского технического института автоматизации и механизации ночные гости унесли рулоны винилискожи, мебельную ткань и слесарный инструмент. Из сейфа конторы расчетно-монтажного участка похитили бидон со спиртом, телефонные аппараты, зеркало, настенные часы. Брали бланки трудовых книжек, посуду, печати предприятий. Иногда сломанные ими двери помещений стоили гораздо больше того, что воры забирали внутри зданий.
Но в начале марта злоумышленникам пофартило - в сейфе конторы Павлодарской реалбазы хлебопродуктов они нашли 2965 рублей - хорошие, по тем временам, деньги. Да еще прихватили 20 банок тушенки. Потом в управлении "Гордорстрой" им также удалось обнаружить 2209 рублей, еще 1128 - в конторе Павлодарского совхоза-техникума. А в сейфе павлодарской нефтебазы их ожидали талоны на бензин на сумму 8321 рубль.
Но сколько веревочке ни виться…
Проколы
В ночь на 30 апреля воры решили "обчистить" кассу совхоза "Кызылжар" Ермаковского района, в которую перед этим привезли зарплату работникам хозяйства. Но вскрыть сейф с деньгами им помешал сторож. Увидев его, злоумышленники бросились к машине ГАЗ-51, на которой приехали. Их попытался преследовать на своем мотоцикле местный дружинник, но безуспешно. А когда он вернулся домой, то обнаружил в своей шубе 19 дробин. Оказалось, незваные гости стреляли в преследователя из обреза. Только чудом он избежал ранения.
После этого преступники вновь "прокололись" в селе Коряковка, неподалеку от Павлодара. Здесь они пытались пробить стену в кассовое помещение, но сработала сигнализация. При этом, убегая, один из воров пальнул в окно и жакан застрял в раме. Однако злоумышленникам опять удалось скрыться.
- Помню, после очередной кражи один начальник отделения милиции бросил на стол начальнику УВД свое удостоверение и ключи от кабинета, сам себя сняв с должности, - вспоминает Николай Буран. - Это был, конечно, поступок, но он не решал проблемы.
Голубиный корм
Работа по поимке преступников продолжалась, Все улики, изъятые операми с мест преступлений, тщательно изучались. Во время осмотра конторы автотранспортного предприятия, в которой побывали ночные "гости", оперативники обнаружили у окна корм для голубей - просо и другие компоненты. А на гвоздике оконной шипки также остались ворсинки от одежды преступника. Все эти находки приобщили к делу в качестве вещественных доказательств. Появилась версия о "голубятниках", которую стали отрабатывать. Так в число подозреваемых попал 27-летний павлодарец Семен Возняков, у которого была большая голубятня.
Но дело было не только в ней. Оказалось, что он очень хорошо знал о кражах из касс. Семен раньше был дважды судим за кражи, отсидел три года, но потом стал активно помогать милиции, сделавшись осведомителем у одного из молодых оперативников.
Поскольку Семен часто сливал сотруднику милиции информацию о разных преступлениях, тот попросил его узнать, кто совершает кражи из касс. Осведомитель пообещал найти "беспредельщиков" (которых, как выяснится позже, сам и возглавлял), но, в свою очередь, стал выпытывать кое-какую информацию об этом у своего наставника.
Семена взяли в оперативную разработку, и с каждым днем версия о его участии в этих кражах находила все большее подтверждение. Однако последнее время дома он почти не появлялся. Тогда была разработана операция по его задержанию. Главным действующим лицом в ней был Николай Буран, которого Семен знал в лицо.
Буран взял фотографию находящегося в розыске преступника из другой области и отправился к подозреваемому. Жил Семен в своем доме с женой -москвичкой. Но там его не оказалось. Рядом был дом матери Семена, которая тоже знала Николая Бурана. Увидев в окно, что он пришел к сыну, она немедленно прибежала узнать, в чем дело. Оперативник показал ей и жене хозяина дома фотографию и сказал, что у одного из павлодарских ресторанов якобы произошло убийство. А до этого Семена видели в городе вместе с подозреваемым.
- Я знаю, что Семен на убийство не пойдет, но пусть придет в УВД. Я ему покажу это фото, возможно, он чем-то поможет следствию, - сказал Николай Буран жене голубятника и его матери. И сказал, что будет ждать его сегодня до 23 часов.
Сами оперативники в это время организовали засаду у дома Семена, чтобы задержать его при появлении. А в этот же день специалисты дали заключение, что корм, изъятый негласно с голубятни Семена, и корм, обнаруженный на месте одной из последних краж, идентичны.
- Оперативники, сидевшие в засаде, прождали до двух часов ночи. Один из них залез на кучу дров рядом с сараем - оттуда было хорошо видно, что делается в доме, - вспоминает Николай Буран. - И наконец, уже поздней ночью к дому подъехало такси. Из него вылез Семен и стал выгружать какие-то коробки и заносить их в дом. Мы решили не задерживать его до тех пор, пока не поговорим с таксистом. Как только он отъехал, его сразу же остановили и опросили. Судя по грузу - коробкам со сгущенным молоком и конфетами, а также месту погрузки - Семен и его друзья совершили кражу из вагона на вокзале.
Задержание
После этого решили задержать Семена, как только они с женой лягут спать. Вскоре оперативник, наблюдавший за домом с поленницы, сообщил по рации: - Хозяева легли, погасили свет. Семен что-то положил под подушку.
Минут через пятнадцать Николай Буран прошел через калитку во двор дома и постучал в окно спальни хозяев. Сделал он это с расчетом, чтобы Семен его увидел. При этом серьезно рисковал - оперативники догадывались, что спрятал хозяин дома под подушку.
Семен поднялся и посмотрел в окно, не включая свет. Николая Бурана он, конечно, узнал. Жена хозяина открыла внутреннюю дверь и спросила, кто и зачем пришел?
Буран назвался и сказал, что до этих пор ждал Семена в УВД, но так и не дождавшись, решил еще раз зайти к нему домой, чтобы он помог найти преступника по фотографии. Семен крикнул жене, чтобы она открыла дверь. Буран прошел в спальню, поздоровался. Хозяин, лежа, протянул руку для пожатия. Буран задержал ее в своей и, сжав, не отпускал до тех пор, пока в дом не вбежали его подчиненные. Один из них сунул руку под подушку и достал оттуда обрез…
Ангелочки
…Группу Семена оперативники назвали "Ангелочки". Он сплотил вокруг себя молодежь своего возраста и даже несовершеннолетних увлечением голубями. Раньше это было очень распространенным и выгодным занятием. Голуби покупались и продавались. Но содержание птичьей стаи требовало денег, и Семен с друзьями стали добывать их кражами. В гоп-компанию, кроме Семена, вошли пять человек, в том числе его отец. Вскоре к ним прибились еще пятеро несовершеннолетних.
Эта группа с января по июнь 1975 года на территории Павлодарской области, путем взлома сейфов, совершила 26 краж государственных денег и других ценностей из колхозов, совхозов, госучреждений и организаций, кражи личного имущества и другие преступления.
На "дело" в хозяйства и предприятия ездили на машине отца Семена и еще одного участника группы, закрепленных за ними в организациях, в которых они работали водителями. В городе ходили на "дело" пешком. А главарем шайки был Семен. Он зачастую и решал, куда ехать на очередную кражу. Причем, как вспоминал Николай Буран, весьма оригинальным способом. Если не было заранее намеченного адреса, то в присутствии всех членов группы главарь кидал топор в дерево. В какую сторону при этом оказывалась повернутой ручка топора, туда и ехали воровать. После операции одежду прятали в голубятне Семена.
В совхозе-техникуме Семен с двумя своими подельниками связали сторожа и, обчистив сейф, пешком дошли до города. В степи и на обочине были хорошо видны следы их кед, но на улице Ломова они обрывались. А здесь располагались профтехучилища. И бедных учащихся оперативники долго проверяли и допрашивали, подозревая в совершении этих краж. При входе в общежития и столовые ставили ящики с песком, чтобы по протекторам обуви можно было найти отпечатки, идентичные оставленным преступниками. Но пэтэушники оказались ни при чем.
После задержания Семена вскоре повязали и всех остальных участников его преступной группы.
Наказание
В конце января 1976 года судебная коллегия по уголовным делам Павлодарского областного суда рассмотрела дело в отношении Ангелочков. Главарю их Семену Вознякову, с учетом не отбытого до конца срока по предыдущему приговору, было назначено 12 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Два наиболее активных участника краж получили по семь лет колонии усиленного режима. Отец Семена и еще один подельник - по три года общего режима. Соучастник, помогавший сбывать краденое, отделался двумя годами условного наказания. Кроме того, суд взыскал с осужденных в пользу государства в общей сумме более 14 тысяч рублей.
Продолжатель
После осуждения всех участников группы кражи из касс прекратились. Но, по словам Николая Бурана, только на недолгое время. У Ангелочков вдруг появился последователь. Как выяснилось позднее - работник одной из автобаз. Ночью он разобрал стену в своем родном предприятии и залез в сейф, вытащив оттуда солидную сумму денег.
Однако долго искать его не пришлось, потому что после гастролей группы Семена Вознякова, милиция приняла ряд мер по предотвращению подобных краж. Одна из них сработала.
В воскресенье на толкучке Второго Павлодара вор решил на часть похищенных из сейфа денег купить себе полушубок - лучшую одежду для водителей. Да беда в том, что бабушка, продавшая ему обновку, ехала домой в автобусе и полученные деньги держала в руках, чтобы не украли. А когда добралась до дома, то ужаснулась - ладони ее оказались красного цвета. Попыталась отмыть их, но краска не исчезала. Возмущенная старушка обратилась в милицию. Там сотрудники объяснили ей, что это специальные купюры, вложенные в сейфы почти всех крупных предприятий для скорейшего задержания преступника в случае кражи.
После этого пожилая женщина опознала покупателя своего полушубка по фотографии. Но для этого инспекторам паспортного стола пришлось несколько дней хорошо потрудиться в архиве.
А незадачливый похититель вскоре отправился вслед за "ангелочками" в места не столь отдаленные.
(Имя и фамилия преступника изменены).