Разумеется, некоторые сомнения в США вызывает радиолокационная заметность российской машины (которая якобы уступает в "невидимости" американскому F-22 Raptor) и отсутствие информации о двигателях нового поколения, но ежемесячные публикации касаются преимущественно того, что по-настоящему тревожит "партнеров".
Испытания Су-57 завершены: ВКС России получат первые 76 истребителей
Американское издание The Drive сообщило, что качество изготовления истребителя Су-57 улучшается, включая "допуски на панели обшивки". И анализирует каждый квадратный миллиметр опубликованного корпорацией "Сухого" изображения серийного истребителя. Особое внимание – инфракрасной системе наведения в носовой части (101КС-В), модифицированным асимметричным воздухозаборникам в основании передних кромок сдвоенных вертикальных стабилизаторов и зонду воздушной дозаправки из композитов.
Подтверждаются худшие опасения американцев: Су-57 постоянно совершенствуется, хотя, по мнению авторов The Drive, уже давно "представляет собой гармоничное сочетание возможностей, адаптированных к более строгой, менее сетевой доктрине воздушного боя". И способен "нейтрализовать самого высокотехнологичного противника".
Новые проблемы у F-35: что не так с американским самолетом
Новейший истребитель достиг высокой степени технологического превосходства, прошел проверку в боевых условиях на территории Сирии, и неслучайно Минобороны РФ заказало в первой партии не два – три, а сразу 76 серийных Су-57.
Нет предела совершенству
Ранее издание The Drive проанализировало несколько технологических особенностей Су-57, в том числе – недосягаемых для американского истребителя пятого поколения F-22.
Не вдаваясь в дебри "доплеровского эффекта", заметим, что "боковые РЛС" позволяют Су-57 достичь высокой автономности в поиске целей, новых степеней невидимости для радаров противника, без потери эффективности целеуказания для собственных ракет на борту (а также в арсенале ведомых самолетов или ударных беспилотников).
ВКС России получат ударные дроны большой дальности в 2021 году
Истребитель Су-57 имеет трехмерный вектор тяги, позволяющий совершать невероятные маневры в воздухе, и этим качеством не обладает больше ни один из самолетов пятого поколения. Если в дальнем или ближнем бою будет полностью израсходован боезапас, скорость и маневренность "Сухого" останутся надежной гарантией боевой живучести.
Внушают уважение и "внедорожные" характеристики Су-57, который обладает усиленными шасси, большими шинами, брызговиками. Такой истребитель пятого поколения способен использовать широкую сеть оперативных (грунтовых) аэродромов, не требуя "армии подметальных машин". Вспомогательная силовая установка Су-57 обеспечивает высокую автономность базирования, низкий расход топлива при наземных отработках, экономию ресурса маршевых двигателей.
Технологическим унижением для "партнеров" является и выдающийся комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) "Гималаи", который способен превращать истребители пятого поколения потенциального противника в самолеты четвертого поколения, то есть делать F-35 и F-22 видимыми, а затем их "обезоруживать".
Интегрированная система РЭБ распределена на фюзеляже и крыльях Су-57 таким образом, что позволяет во всех ракурсах и проекциях наводить помехи и защищать самолет от ракет с головками самонаведения. Дальность действия "Гималаев" превосходит радиус применения ракет "воздух-воздух" вероятного противника. Вероятно, этот же комплекс РЭБ будет интегрирован в новейший российский БПЛА "Охотник", которому уже отведена роль ведомого Су-57.
Эволюция и революция
Американское издание Military Watch Magazine 18 августа сообщило: "Россия использует новые технологии Су-57 для совершенствования своих тактических бомбардировщиков Ту-22М3М". Отмечается, что платформа Су-57 "объединяет широкий спектр технологий следующего поколения, от набора датчиков до систем радиоэлектронной борьбы и лазерной защиты", которые могут быть интегрированы в другие классы боевых самолетов, и выведут на новый уровень возможностей, в частности, сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3М. На вооружении ВКС России находится около 70 машин такого типа, продолжается их модернизация и оснащение новыми крылатыми ракетами Х-32 дальностью до 1000 км.
Интеграция – не фигура речи. В модернизации Ту-22М3М уже используется коммуникационная платформа Су-57, обладающая высокой скоростью передачи данных и энергоэффективностью. Открытая конфигурация системы позволяет оперативно наращивать технический функционал, в том числе за счет обновления программного обеспечения. Летные испытания продемонстрировали высокие эксплуатационные характеристики, и новая система будет интегрирована также в стратегический бомбардировщик Т-160М2.
Таким образом, оснащенный принципиально новым комплексом глубоко интегрированной авионики с открытой архитектурой, обладающей высоким уровнем автоматизации управления и интеллектуальной поддержки экипажа Су-57 создает предпосылки для технологического роста старших "собратьев".
Ранее на сайте Military Watch появилась информация об испытании Су-57 в июне 2020 года в качестве командного центра для истребителей Су-35 поколения 4 ++ (состоят на вооружении ВКС России с 2014 года). Эксперимент проводился "в реальных боевых условиях", и доказал, что Су-57 способен работать в едином информационном пространстве с Су-35, значительно повышая синергетическую боевую эффективность. Заметим, в "сетях" Пентагона и НАТО аналогичной связки не существует.
А еще хорошо, когда господство в воздухе приносит дивиденды на международном рынке вооружений. Military Watch отмечает: "Расширение возможностей взаимодействия Су-57 и Су-35 не только увеличит их боевой потенциал, но и сделает новый истребитель более привлекательным для экспортеров Су-35 и Су-30СМ".
Американцы пока не обсуждают главное и стратегическое преимущество истребителя пятого поколения Су-57, зато китайские специалисты уже заметили многообещающий искусственный интеллект, интегрированный в систему боевого управления. Полагаю, это настоящая революция в военном деле: российский Су-57 способен выполнять 90% задач в автоматическом режиме, и даже действовать полностью автоматически по заранее подготовленной программе. Если летчик в бою будет ранен или убит, система управления самостоятельно определит основные и второстепенные цели, выстроит маршрут, нанесет удар, и вернет самолет на базу.
Мы уже отмечали возможности взаимодействии с истребителями Су-35, однако искусственный интеллект Су-57 может работать и в связке с тяжелым ударным беспилотником С-70 "Охотник", который обладает своим "умом", и способностью нести более шести тонн бомб и ракет на расстояние до 5000 километров. Такие могущественные и технологически непредсказуемые для противника машины на гипотетическом поле боя не оставляют шансов "старичкам" типа F-22 Raptor.
Между тем, российские фирмы "МиГ" и "Сухой" уже разрабатывают (в интеграции) истребитель шестого поколения.