НУР-СУЛТАН, 14 авг — Sputnik. На фоне падения цен на нефть и пандемии COVID-19 политологи не исключают дальнейшего снижения инвестиционной привлекательности Каспийского региона в будущем.
Такое мнение высказал руководитель аналитической группы центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения Российской академии наук Станислав Притчин в ходе видеомоста Баку-Нур-Султан-Москва, организованном в пятницу международным информационным агентством и радио Sputnik.
"Нефтегазовый сектор был основным драйвером в привлечении инвестиций на заре независимости постсоветских стран. Сейчас мы видим, что западные компании, реализовав свои стратегии, подключив Каспий к мировым рынкам, вернув свои инвестиции и получив прибыль, теряют интерес к региону в условиях ориентации на "зеленую" энергетику", - сказал Притчин.
Как отметил эксперт, остается неосвоенной южная часть Каспийского моря, но по политическим причинам регион закрыт для западных компаний.
Возрождение "Каспийского монстра": быть или не быть
Что касается Китая, то, по мнению российского политолога, покупки доли в Кашагане было вполне достаточно, чтобы обозначить геополитический интерес и реализовать возможности китайского присутствия в регионе.
У компаний из РФ за пределами российского сектора Каспия нет серьезных крупных проектов, которые могли бы рассматриваться в качестве приоритетных и долгосрочных, добавил Притчин.
"Поэтому, особо крупных проектов мы ждать не можем, нефтегазовый сектор перестает быть основным драйвером привлечения инвестиций и развития экономики. В таких условиях странам нужно искать другие возможности. Всем понятно, что эра больших "дешевых" денег за счет реализации крупных проектов с участием западных компаний прошла и нужно использовать те возможности, которые есть и учиться более эффективно управлять имеющимися активами", - подытожил Притчин.
Росатом поможет Казахстану вывести из эксплуатации ядерный реактор на берегу Каспия
Снижение интереса Запада к Каспию был заметен еще до падения цен на нефть и пандемии, отметил казахстанский политолог Замир Каражанов.
"Возможно, сейчас этот процесс немного будет усиливаться в связи с ситуацией в энергетической сфере и ситуацией с ценами на нефть. Также с развитием "зеленой" экономики потребность в нефти будет падать, при этом будет усиливаться потребность в природном газе и это тоже может затронуть Каспийский регион", - сказал Каражанов.
По его мнению, все факторы указывают на то, Каспийскому региону нужно сконцентрировать внимание не только на третьих игроках (Китае, США), а в большей степени - на региональном сотрудничестве в различных секторах экономики, в том числе более глубокой переработки нефти.
Как пандемия повлияла на нефтесервисную отрасль в Казахстане
В свою очередь профессор Бакинского госуниверситета, доктор наук Чингиз Исмаилов не согласился, что интерес со стороны западных инвесторов снижается, напомнив о перспективах Транскаспийского газопровода.
"Я не согласен, что Запад потерял интерес. В частности, большой интерес и потенциал связан с Туркменистаном и Транскаспийским газопроводом. Запад нуждается в альтернативных источниках поставках газа, а в Туркменистане потенциал поставок газа огромный", - сказал Исмаилов.
Эксперт отметил, что для реализации проекта потребуется согласие всех прикаспийских сторон согласно принятой в 2018 году Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.
"Но мы знаем, что Россия и Иран не заинтересованы в прокладке этого Транскаспийского газопровода, поскольку это конкурент. Я думаю, здесь есть решение – надо в определенной доле и России, и Ирану включиться, чтобы также были заинтересованы. По конвенции, если одна сторона будет против, такие проекты трудно реализовать, хотя этот газопровод проходит только по туркменскому и азербайджанскому секторам", - отметил Исмаилов.
По его мнению, в дальнейшем огромные перспективы в Каспийском регионе имеются в аграрном секторе, туризме, строительстве и прочих отраслях.