Причину смерти удалось определить еще до приезда экспертов-криминалистов. Потерпевших жестоко избили, а затем буквально истыкали ножом.
Два тела на школьном дворе
То, что местные жители называли "школьным двором", скорее напоминало обыкновенный пустырь: ни турников, ни игровых площадок для детей. А еще, чуть поодаль, лежанка из картона и тряпья – любимое место времяпрепровождения лиц без определенного места жительства. Кстати, именно на них пали первые подозрения, а потому полицейские в первую очередь начали отрабатывать эту версию.
Подтвердить или опровергнуть ее оперативникам никто не смог. Согласно данным судебно-медицинского эксперта, смерть потерпевших наступила ранним утром, около шести часов, когда павлодарцы еще крепко спали. Не удалось найти и орудия преступления. В общем, к моменту завершения осмотра места убийства у сыщиков не было ничего, что могло бы указать на преступников.
Личности погибших удалось установить довольно быстро. Нурлан Нажметдинов и Айнур Асанбаева проживали неподалеку, и в последнее время благодаря случайно закрутившемуся роману довольно часто встречались и проводили досуг вместе. А вот мотив расправы над парой так и оставался неустановленным.
Проверка контактов и круга общения убитых, которую полицейские провели в тот же день, ничего не дала. Нурлан после смерти матери жил с бабушкой. Семья Айнур тоже была вполне приличной и никто - ни она, ни ее родные - никогда прежде не попадали в поле зрения правоохранительных структур.
Ищите его. Он – убийца!
Шли дни, но полицейским так и не удавалось найти ни одной улики, которая бы хоть косвенно указывала на возможных преступников. Были опрошены десятки людей, проведен ряд экспертиз. Ничего. Все говорило о том, что, вероятно, двойное убийство вскоре перейдет в разряд "глухарей" и ляжет на полку в архиве.
Выслушав ее и записав все показания, полицейские в считанные минуты узнали адрес, по которому прописан подозреваемый и отправились на задержание. Но парня дома не оказалось. Проверили родных и друзей, но и они не знали, где искать Дмитрия Болдырева.
Целый месяц сыщики колесили по большим и малым населенным пунктам области, проверяя адреса, где мог прятаться молодой человек. И все же сумели его отыскать. Вот только недоумение, которое испытал подозреваемый, было настолько неподдельным, что оперативники заранее предположили, что идут по ложному следу. То же самое показали и допросы. Во-первых, Дмитрий не был знаком с потерпевшими. Во-вторых, слишком много людей смогли подтвердить его алиби на момент совершения преступления.
Так появился новый след
Поняв, что Болдырев ни в коей мере не причастен к совершению двойного убийства, полицейские задались вопросом о том, для чего Ксения Дерковская указала на него как на преступника. Ответ был лишь один – девушка пыталась отвести подозрения от себя и подставить кого-то другого.
При этом, изучив результаты работы экспертов, сыщики знали наверняка, что преступление было совершено не одним человеком, а группой лиц. Об этом говорил характер ножевых ранений, нанесенных жертвам. Если удары Нурлану Нажметдинову были нанесены с большой силой, что говорило о том, что убийца – крепкий мужчина, то раны на теле Айнур Асанбаевой – в основном резанные и неглубокие – указывали на то, что она, скорее всего, была убита женской рукой.
Во-первых, удалось выяснить, что росла девочка в неблагополучной семье: ее родители скончались от болезней, приобретенных из-за постоянного пьянства, а старший брат отбывал длительный срок заключения за грабежи, разбои и убийство. Поэтому девушка, лишь недавно вышедшая из подросткового возраста, была предоставлена сама себе.
Похожая ситуация была и у ее близких друзей – Натальи Бобковой и ее сожителя Рустама Надырова: оба рано потеряли родителей и не нашли сочувствия у родных, а потому незадолго до наступления совершеннолетия были определены в один из детских домов. Именно там между молодыми людьми и вспыхнули взаимные чувства.
Сопоставив все факты, полицейские теперь были практически уверены, что с Нурланом Нажметдиновым и Асель Асанбаевой расправилась именно эта троица. Но предстояло еще добыть доказательства.
История порушенной дружбы
Для начала полицейскими было принято решение задержать всех подозреваемых и провести допросы и очные ставки между ними. Вероятность того, что кто-то из участников расправы над парой молодых людей не выдержит и будет вынужден рассказать правду, была высока. Первым было решено брать Рустама Надырова.
Такое поведение Надырова еще более укрепило уверенность сыщиков в том, что они на правильном пути. И, пока Рустам находился в больнице под охраной, решили допросить Наталью Бобкову и Ксению Дерковскую.
Ксения продолжала настаивать на своем и по-прежнему обвиняла в совершении убийства Дмитрия Болдырева, которого полицейские уже отпустили, поняв, что к преступлению он не причастен. А вот Наталья Бобкова "сдалась" довольно быстро.
Следом, спустя несколько дней, ее слова был вынужден подтвердить и спасенный медиками Рустам Надыров. Теперь у следователей была полная картина совершенного преступления.
Узнав о том, что друзья "раскололись" и предали ее, сделать признание была вынуждена и Ксения Дерковская. Но всю вину в произошедшем она валила на подельников.
Доказанное преступление
По словам сыщиков, в своих показаниях Ксения Дерковская, казалось, была настолько искренней, что не поверить ей было практически невозможно. Но сомнения в ее честности по-прежнему оставались.
Тогда впервые в полиции Павлодарской области было принято решение обратиться к специалистам и провести исследование на детекторе лжи. Полиграф Дерковская не прошла. Все указывало на то, что в убийстве Нажметдинова и Асанбаевой она принимала непосредственное участие.
Вот факты, которые легли в основу обвинительного заключения.
Как оказалось, Дерковская ранее была знакома с Нажметдиновым и Асанбаевой, но не знала, что у них развиваются отношения. Своим попутчикам она стала рассказывать, что Асель ведет распутную жизнь и меняет парней, как перчатки. Это и стало предметом разговора, возникшего между Нажметдиновым и Надыровым. Последний в грубой форме обратился к девушке, и, переключив внимание на Нурлана, назвал ее девушкой легкого поведения.
Возражения Нажметдинова и его требования извиниться перед Асель Рустам Надыров словно не заметил. Это и стало причиной рукопашной схватки между парнями. Именно в это время в один из моментов Надыров вытащил нож. Как позже выяснится на суде, у него были психические отклонения, и ножи в карманах были его неизменным атрибутом.
От какого по счету удара ножом скончался Нурлан Нажметдинов, установить судебно-медицинским экспертам не удалось. Однако они уверенно сказали о том, что после наступления фактической смерти нападавший нанес ему не менее пятнадцати ударов.
Не осталось у следователей сомнений, благодаря работе экспертов, и в том, что с Асель расправился не Надыров, а его спутницы Дерковская и Бобкова. На это указывал характер нанесенных ран: Асель Асанбаева скончалась не столько от проникающих ножевых ранений, сколько от резаных, в результате чего девушка потеряла много крови.
Заслуженное наказание
Материалы дела, переданные в суд, и собранные в них доказательства вины подозреваемых не оставили им ни единого шанса на оправдательный приговор.
Наталья Бобкова, которая к моменту завершения следствия была на девятом месяце беременности и родила в следственном изоляторе, была приговорена к четырнадцати годам заключения. Ее дочь сейчас воспитывается в детском доме.
На восемнадцать лет лишения свободы была осуждена Ксения Дерковская.
Самый большой срок получил Рустам Надыров – 24 года тюрьмы. Правда, отбыть наказание до конца ему было не дано. Он скончался в местах лишения свободы от неизлечимой болезни.