НУР-СУЛТАН, 22 мая — Sputnik, Жания Уранкаева. Четвертая четверть для школьников из-за пандемии коронавируса прошла в дистанционном формате. За два месяца обучения казахстанцы неоднократно высказывались о новом формате учебы. Корреспондент Sputnik Казахстан поговорила с учителями, родителями и учениками о плюсах и минусах дистанционного образования.
Вынужденная мера
Министр образования и науки Казахстана Асхат Аймагамбетов неоднократно подчеркивал, что "дистанционка" - вынужденная мера и не сравнится по качеству с традиционной очной формой обучения. Именно об этом министр написал в своем посте-ответе казахстанским родителям, выступившим с открытым письмом "За традиционные очные школы" на имя президента страны. Казахстанцы выразили свой протест относительно планов узаконить дистанционное обучение после снятия карантинных мер.
Мнения родителей разделились
С первого же дня старта дистанционного обучения казахстанские родители поделились на два лагеря. "Дистанционка" пришлась по душе родителям школьников среднего звена и старших классов.
Остальным пришлось вместе с детьми сесть за "парту".
Мама столичной первоклассницы Ксения отмечает, что система дистанционного обучения нуждается в серьезной доработке.
"То, что у нас сейчас называют дистанционным образованием, на самом деле никакая не "дистанционка", а плохо адаптированный для самостоятельного обучения обычный "очный" школьный план. Разница в том, что при индивидуальном подходе, как во время настоящего "семейного" обучения или "анскулинга", у ребенка обычно есть план сразу на всю четверть. Вдвое меньше заданий, потому что не нужно делить их на работу "в классе" и "домашнюю" работу", - отмечает она.
На настоящей "дистанционке", уверена астанчанка, ребенок вообще занимается в удобном ему ритме, сдает только контрольные работы, а все остальное не требует отчетности.
А учителя не требуют сдать домашнее к определенному времени и снять процесс на видео.
Учеба не убежит, или Дистанционный урок в эпоху карантина
"Нашему классу очень повезло. Во-первых, у первоклашки не такая сложная программа. Во-вторых, за время увеличенных каникул учитель сделала собственные презентации, в которых дала максимально понятные объяснения для детей. Раз в неделю педагог созванивалась с каждым из учеников – а их 40 - не столько, чтобы проверить "домашку", сколько, чтобы пообщаться с ребенком, узнать, что непонятно, в чем возникают сложности, подбодрить. Также мы всей семьей подтянули казахский язык", - делится опытом обучения мама первоклассницы.
Главным минусом, по словам Ксении, стала огромная нагрузка, которая свалилась на родителей учеников младших классов. Учитывая, что большинство астанчан продолжали работать несмотря на карантин.
"Морально готовимся к первому сентября, потому что обещают вторую волну коронавируса. То есть школы могут вполне себе не открыть. И очень надеемся, что к этому времени хотя бы адекватную программу для домашнего обучения разработают", - отметила она.
Минобразования не исключает продолжения "дистанционки" в новом учебном году
Мама учеников второго и пятого классов Эльмира делится, что дистанционное обучение далось по-разному обоим детям.
"У дочери улучшились оценки, так как ей, видимо, удобнее учиться в таком режиме, когда другие ученики не отвлекают, когда не надо работать в паре. Она часто жаловалась, что из-за сидящего рядом ученика за работу в паре снижают оценки. Сын - отличник, активный, привык выполнять задания первым, лидировать. Ему, наоборот, не понравилось то, что он не может контактировать с учителем", - рассказала астанчанка.
Среди главных плюсов Эльмира отмечает возможность обучения, даже когда дети были в другом городе. До введения карантина школьники поехали на каникулы к бабушке и "застряли" там. При этом учителя отправляли задания и принимали ответы, что позволило школьникам не пропустить занятия.
Как повлияет "дистанционка" на количество образовательных грантов
Также на дистанционном обучении медлительные ребята получили возможность лучше изучить материал и отправить задания попозже.
Из минусов нового формата астанчанка называет нехватку техники на всех, из-за чего школьникам приходится чаще заниматься со смартфона. И из-за маленького экрана телефона трудно было разглядеть задания и картинки.
Еще одним недостатком, по мнению мамы двух школьников, являются сложности в объяснении непростых тем по телевизионным урокам точных наук, где требуется дополнительное внимание учителя.
Также у многих казахстанцев возникли проблемы с использованием системы "Kүнделік" (Дневник). Она была перегружена, часто подвисала, школьники и родители долго не могли сохранить выполненные задания.
Кроме этого, астанчанка отнесла к минусам "дистанционки" то, что четвертные оценки, по ее мнению, выставляли, опираясь на показатели второй и третьей четверти.
"Думали, будет хуже" VS "Какой кошмар!": родители о "дистанционке"
Мама восьмиклассницы Галия рассказала, что главный плюс дистанционного формата – большая заинтересованность ребенка в выполнении задании.
"Она стала гораздо более самостоятельной. Старается выполнить задание не как все. В школе они часто работают в группах и нередко, когда кто-то из школьников мог "выехать" за счет другого. А дети остро реагируют на подобное", - поделилась женщина.
Ученица девятого класса Алина также неплохо чувствовала себя на протяжении двух месяцев, что обучалась на расстоянии. Среди минусов школьница называет сложности в понимании некоторых уроков.
"Во время объяснения новой темы учителя обычно расписывали на всю доску примеры и было хорошо понятно. А по телефону такой возможности нет, поэтому сложные темы были плохо уяснены. Мне понравилось, что можно в своем ритме работать, не опираясь на других. Но в школе все же лучше, поэтому я боюсь не вернуться в школу осенью", - поделилась опытом обучения на "дистанционке" школьница.
В Казахстане хотят узаконить дистанционное образование
Что думают учителя о "дистанционке"
Учитель математики столичной школы Арай отмечает, что главным минусом дистанционного обучения было отсутствие зрительного контакта с детьми.
"На уроках в школе я по глазам понимала, усвоил урок ученик или нет. Сейчас этого нет. В самом начале было много вопросов и непонимания, после все привыкли, и процесс пошел. Хочу ли я возвращения в школу – да, все-таки во время живого общения с учениками работать гораздо интереснее", - рассказала педагог.
Учитель начальных классов Нур-Султана Татьяна с облегчением вздохнула после окончания учебного года. Два месяца дистанционного формата дались крайне сложно педагогу. Главный минус, по ее мнению, это нехватка коммуникации с детьми и родителями.
"У нас в чате было "жарко". Некоторые родители не выдерживали и хамили, мне было неприятно и обидно, ведь это не моя вина. Большинство с пониманием отнеслись и стали больше заниматься с детьми, а кто-то требовал, чтобы учитель звонил ребенку и объяснял урок индивидуально", - рассказала педагог.
Как в Казахстане подать документы в детский сад и в школу онлайн
Запасной план Минобразования
Главный вопрос, которым сейчас задаются казахстанцы – вернутся ли дети в школу этой осенью. Несмотря на твердую позицию министра образования и науки о том, что традиционную форму обучения в школах страны не будут заменять дистанционной, в ведомстве продолжают записывать телевизионные уроки на весь учебный год.
Кроме этого, будущих педагогов в Казахстане будут обучать технологии дистанционного обучения. Это, по словам главы министерства, новые реалии, которые требуют от преподавателей специальных знаний. Включать компьютер, уметь заполнять "Kүнделік" и выходить в Zoom уже недостаточно. Поэтому в педагогических вузах учителя будут проходить специальные курсы по повышению квалификации, чтобы знать, как это – обучать школьников и студентов дистанционно.
Педагоги в Казахстане будут изучать технологии дистанционного обучения