Пресс-центр

SputnikPro: как журналистам использовать чужие фото без риска нарушить авторское право

Доступность фотографии в интернете не означает, что их можно использовать без согласия автора. Эксперт SputnikPro поделилась лайфхаками, как избежать неприятностей при иллюстрировании новостей
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

НУР-СУЛТАН, 15 мая — Sputnik. Какие правовые последствия могут наступить, если использовать чужие фотографии без разрешения, рассказала начальник отдела интеллектуальных прав МИА "Россия сегодня" Анна Черницына.

Она выступила спикером на вебинаре в рамках просветительского проекта SputnikPro.

"Мамские" чаты используются для вбрасывания фейков

"Существуют определенные критерии охраноспособности фотографий, но судебная практика сводится к тому, что все фотографии, даже самые "примитивные", сделанные на смартфон и размещенные на личной страничке в соцсетях, охраняются авторским правом, пока не доказано иное", - пояснила юрист.

При использовании иллюстраций из социальных сетей представителям СМИ следует обратиться с запросом к автору поста.

"Необходимо запрашивать у авторов поста разрешение на использование, предварительно убедившись, что они правообладатели. Зачастую авторы постов не являются правообладателями размещаемых ими фото, и правообладатель может предъявить претензии о нарушении его прав, в том числе и к пользователю", - сказала Черницына.

Людям надоел новостной фастфуд - эксперт SputnikPro

Самый надежный вариант избежать споров - заключить письменный договор или получить расписку правообладателя с его "живой" подписью. Если это невозможно, то необходимо получить разрешение путем переписки по e-mail, в соцсетях или в мессенджерах. При этом нежелательно вести переписку под постом, потому при его удалении запись не сохранится.

Копирование фотографий из социальных сетей путем их сохранения на компьютер, использования клавиш Print Screen и так далее запрещено правилами почти всех соцсетей.

"Скриншот фотографии и стоп-кадр из видео практически всегда влечет риск обращения правообладателя в суд. От таких методов использования рекомендуется отказаться", - рекомендовала она.

При невозможности получения разрешения журналисту лучше воздержаться от использования такой фотографии.

SputnikPro: как не заразиться коронавирусом во время интервью

Если найденная в интернете фотография без указания автора и, если сайт указывает, что снимком можно использовать, это не означает, что так можно сделать. В любом случае необходимо найти автора через поисковые системы. Снимок может принадлежать серьезному агентству, которое строго защищает свои права.

Юрист отметила, что осторожными следует быть и при работе с фотостоками.

"Зачастую бесплатные фотостоки вместо фотографий, на размещение которых получено согласие фотографа, размещают другие — найденные в интернете. В этом случае нет разницы, взяли вы картинку из Яндекса, или Гугл-поиска, или с такого фотостока — это будет нарушением", - пояснила Черницына.

Если фотосъемка проводится на мероприятии, например, линейка в школе, то желательно спрашивать разрешение у родителей на использование снимков детей. Записать их согласие можно на камеру.

По словам эксперта, фотографии, которые сделаны не человеком, не считаются объектами авторских прав. Например, фотографии, которые создаются в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, в том числе, сделанные в специально оборудованных кабинках для создания фотографий (на документы, в развлекательных целях). Или же, если фото сделано животным.

"Например, знаменитые селфи обезьяны, сделанные ей самой. Это довольно редкий случай. Однако при использовании таких фотографии необходимо быть готовым к тому, что обладатель фотоаппарата в любое время может обратиться с претензией о том, что его фотография используется без разрешения, даже несмотря на то, что фотография в принципе не охраняется авторским правом", - сказала она.

Живые лекции и stop-фейк: SputnikPro открыл онлайн-сезон для журналистов

В шестой онлайн-сессии просветительского проекта SputnikPro приняли участие представители СМИ из Казахстана, России, Азербайджана, Кыргызстана, Беларуси, Армении, Молдовы, Абхазии и Осетии.

SputnikPro - это международный проект информационного агентства Sputnik, в рамках которого ведущие медиаменеджеры и журналисты проводят мастер-классы, презентации и тренинги. Следите за новостями проекта на нашей странице в Facebook.