АЛМАТЫ, 15 мая — Sputnik, Ольга Тонконог. За Алма-Атой в годы Великой Отечественной войны закрепилось название "Голливуд на границе с Китаем". Такой громкий эпитет появился не случайно - в столицу Казахской ССР в 1941 году эвакуировали крупнейшие киностудии Советского союза – "Мосфильм" и "Ленфильм".
Два советских киногиганта на несколько лет объединились и стали Центральной объединенной киностудией. Все это было воплощено на базе скромной Алма-Атинской студии кинохроники, выпускавшей документальные картины (ныне "Казахфильм").
В Алма-Ату приехали практически все звезды советского кино, театра, известные писатели и поэты. Среди них - Сергей Эйзенштейн, Григорий Рошаль, Всеволод Пудовкин, Борис Бабочкин, Марина Ладынина, Лидия Смирнова, Аркадий Райкин, Вера Марецкая, Михаил Зощенко, Галина Уланова и многие другие.
Несмотря на тяжелые условия быта, голод, отсутствие зарплаты и смерть товарищей, актеры и режиссеры продолжали снимать фильмы. Так Алма-Ата стала "Голливудом на границе с Китаем".
Проездом тут была Фаина Раневская. В 1942-м из ссылки была эвакуирована Наталья Сац.
Всего в столицу Казахской ССР в первый год войны прибыли 428 сотрудников "Ленфильма", "Мосфильма", сценарной студии, студии кинохроники, ВГИКа. В то время молодой Шакен Айманов, который позже станет патриархом казахского кино, работал практически со всеми этими звездами и учился у них.
Жили, отгородившись бельевой веревкой
Режиссер документального кино Инна Рудакова прекрасно знает историю того времени. Погруженный в тему специалист рассказала Sputnik Казахстан, что эвакуация проходила в непростых условиях.
"Эвакуация была проведена в достаточно короткие сроки, но все было сделано грамотно, несмотря на все недочеты. Перевезли оборудование и самое главное — людей. Кто-то ехал на поезде, кого-то отправляли самолетом. К примеру, Зощенко отправили самолетом и позволили ему взять 20 килограммов вещей. Он взял все свои тетради и здесь написал книгу, которую считал самой важной в жизни ("Перед восходом солнца" - Sputnik Казахстан)", - говорит она.
В то время поезда могли неожиданно остановить и поставить на запасные пути, чтобы пропустить военные эшелоны. Поезда трогались неожиданно, было много случаев, когда в дороге терялись и взрослые, и дети.
Казахстанцам открыли бесплатный доступ к фильмам о войне
"Вместе с киношниками ехала Любовь Орлова. Она помогала останавливать эшелон, находить еду, так как ее везде узнавали. Когда в пути возникали сложные моменты, она помогала их решить", - говорит Инна Рудакова.
Творческую интеллигенцию разместили на улице Кирова в восьмиквартирном доме, который называли "лауреатник". И не случайно. В этом доме жили сплошь лауреаты государственных премий.
Некоторые из эвакуированных жили в гостинице "Дом советов", а часть - в помещениях киностудии, которые не приспособлены для жилья.
Наталья Сац в своих мемуарах "В горах Ала-Тау" описывает, в каких условиях жили эвакуированные сотрудники "Ленфильма":
"Отгородившись друг от друга шкафом или протянутой веревкой, на которой висели простыни, юбки и брюки, жили многочисленные семьи киноработников. Как на гигантской сцене, на глазах у всех они спали, ели, умывались, жарили на примусах картофельные оладьи… Пережидали тягостные месяцы войны, принося посильную пользу на съемках "Ивана Грозного", - вспоминает она.
"Полное "На дне" Горького"
А вот что пишет известный режиссер и лауреат двух Сталинских и одной Ленинской премий Григорий Козинцев о том, как жили в "лауреатнике":
"Полное "На дне" Горького. Со стен течет - сырость. Четыре койки (...) Трауберги жили впятером. Бабочкин, приехав позднее, долго добивался ордера в этот дом, а когда добился, вынужден был вселиться туда вдесятером - с женой, детьми и родственниками, приехавшими из Саратова (...) Но никто не роптал. Вся страна жила так".
По его словам, больше всего удручали поиски денег и пропитания. Некоторым даже приходилось торговать на базаре. Вчерашние небожители сами выделывали босоножки-сабо, расписывали их и продавали. Легко ли это было?
Как создавался фильм о смертельном подвиге Нуркена Абдирова
"Часто вспоминаю прогулки по Алма-Ате с авоськами, - писал Эйзенштейну Козинцев в новогоднем поздравлении с наступившим 1946 годом. - Кажется, уже сто лет прошло. Но ничего. Каждый должен нести свою авоську", - цитирует слова Козинцева историк кино Нея Зоркая.
Ночные съемки - без электричества и отопления
Всего за годы Великой Отечественной войны в Алма-Ате было снято более 20 фильмов. Самые известные из них - "Воздушный извозчик", "Парень из нашего города", "Она защищает Родину", "Жди меня".
Кинорежиссер-документалист Константин Харалампидис рассказал Sputnik Казахстан, что в Алма-Ате также были смонтированы "Боевые киносборники". Операторы, которые снимали хронику войны на фронтах, прилетали сюда с материалом и тут все монтировали.
"В Алматы сделано 80% кинопродукции за годы Великой Отечественной войны. На экраны вышло 23 фильма. Было больше, но некоторые не дошли до экрана, потому что не пропустила цензура, какие-то просто не доехали", - говорит Инна Рудакова.
Фильмы приходилось снимать по ночам: то без электричества, то без отопления.
Днем свет был нужен стране, фронту. Там, где был ТЮЗ, на улице Калинина, поставили большой шатер. Один из павильонов был там. Кино часто снимали в пригородах, павильонах, многие съемки проходили в здании нынешней филармонии. К примеру, в этом здании, а также в том месте, где сейчас находится озеро Сайран, снимали "Ивана Грозного".
Удивительный случай на съемках "Жди меня"
Второй режиссер Эйзенштейна Анна Дубеншлят рассказывала когда-то Инне Рудаковой, что мужчин, которые собирались на фронт, сначала заводили в павильоны на съемки, а потом отпускали на войну.
Константин Харалампидис вспоминает, что во время съемок "Жди меня" привлекались бойцы из госпиталя, побывавшие на фронте. Съемки проводились в госпитале на Советской - Ленина (сейчас Казыбек Би - Достык).
"В массовке снимались настоящие бойцы. Был один солдат Василий, он участвовал в массовке фильма в Алма-Ате, а родители его получили похоронку, что он погиб. Когда картина вышла, родители увидели фильм и так узнали, что их сын жив и находится в Алма-Ате", - говорит Харалампидис.
Шакен Айманов: "Безбородый обманщик" и патриарх казахского кино
Несмотря ни на что, массовки катастрофически не хватало.
На роли заманивали тарелкой макарон с котлетами
Инна Рудакова говорит, что актерам в то время всегда хотелось есть.
"Было очень холодно, все хотели есть, очень многие об этом вспоминали. Зельдин рассказывал, что Эйзенштейн заманил его к себе на съемки фильма "Ивана Грозного" на роль посла: он пообещал, что будут макароны с котлетами", - рассказывает режиссер Инна Рудакова.
Концерты в два часа ночи ради Победы
Несмотря на все трудности, актеры занимались тем, что поднимали боевой дух фронтовиков и простого народа, говорит Константин Харалампидис.
"Галина Уланова ходила в заштопанных трико, но была предана Родине. Это не современные звезды балета, которые выступают за деньги — сегодня в одной стране, завтра в другой. Они были частью этого народа. И сегодня люди должны понимать, что они должны быть не в отрыве от своего народа, от раны, а вместе. И служить этому народу, служить этой Родине", - сказал он.
Помимо съемок в фильмах и спектаклях, некоторые из актеров давали концерты. Среди них Аркадий Райкин, Галина Уланова и другие.
"Это было в два часа ночи в театре имени Абая. Они были платные, но деньги актеры не получали, все средства шли на фронт", - говорит Харалампидис.
Неделю казахстанского кино в Москве посвятили памяти писателя
Доиграть роль
В Алма-Ате в годы войны по разным причинам скончались 215 работников театра и кино.
"Известные актеры Борис Блинов и Николай Черкасов умерли от тифа. Когда сюда во время кинофестиваля "Евразия" приезжал Марлен Хуциев, он всегда ходил к ним на могилы на старое кладбище", - вспоминает Харалампидис.
Инна Рудакова говорит, что любимый ученик Эйзенштейна Валентин Кадочников умер от голода (по другим данным - от пневмонии).
"У него было слабое здоровье, и его отправили собирать саксаул. В итоге он заболел (по некоторым данным, надорвался - Sputnik Казахстан) и умер, но как это произошло, никто не знает, даже могилы не нашли. Его жена Нина Алисова (прославленная советская актриса) в то время жила в Ташкенте, играла в театре. Когда ей пришла телеграмма о смерти, режиссер даже не сказал ей, пока она не отыграла роль", - говорит Рудакова.
"Мосфильм" восстановил киноэпопею "Освобождение" к юбилею Победы
"Голливуд на границе с Китаем"
В те годы Алма-Ату называли "Голливудом на границе с Китаем", рассказывает Инна Рудакова. Точное происхождение этого выражения достоверно неясно, но считается, что его автором был поэт Владимир Луговской.
"В своей поэме "Город снов" он называет Алма-Ату именно так. Видимо, это название ходило в ту пору и бытовало вокруг всех киношников, которых сюда эвакуировали", - говорит Рудакова.
Сергей Эйзенштейн часто вспоминал о Мексике и Голливуде, где он побывал до войны, рассказывает Инна Рудакова.
Гример Раиса Ранышева говорила, что он привез оттуда косметику Max Factor, и она пахла шоколадом. Это была настоящая голливудская косметика, которую использовали для съемок во время эвакуации.
Галина Уланова вспоминала Алма-Ату и местных жителей с теплотой. Она была благодарна городу за приют в тяжелые годы.
"Она все время была голодная, а ей приносили яблоки. Один мальчишка узнал, что они ей очень нравятся, и каждый день приносил их", - рассказывает Рудакова.
В 1945 году, когда закончилась война, не все сотрудники эвакуированных студий уехали из Алма-Аты. Среди тех, кто остался, Ефим Арон, Владимир Файнберг, Михаил Аранышев, Вячеслав Левицкий, Павел Зальцман.
Казахстанскими учениками звезд советского кино стали актеры, режиссеры, сценаристы Шакен Айманов, Мажит Бегалин, Габит Мусрепов. Именно эти люди стояли у истоков киностудии "Казахфильм". А это уже совсем другая история.
Общая Победа: как праздновали 9 мая в странах ближнего зарубежья