Пресс-центр

"Мамские" чаты используются для вбрасывания фейков – эксперт SputnikPro

На фоне пандемии быстрее вирусов распространяются фейки, которые способны сеять панику и протестные настроения. Эксперт SputnikPro рассказал, какие у фейков есть "симптомы" и как их распознавать
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

НУР-СУЛТАН, 17 апр — Sputnik. В период пандемии коронавируса во всем мире наблюдается распространение дезинформации, которая тоже имеет свои негативные последствия. Эксперты просветительского проекта SputnikPro рассказали на мастер-классе для журналистов и блогеров, как разоблачать фейки и для чего это необходимо делать.

"На фоне пандемии и карантина у нас развилась инфодемия. То есть повальный шквал фейковых новостей, которые "гуляют", во-первых, потому что у людей больше времени на участие в инфопотоке. Во-вторых, на фоне нехватки информации и непонимания того, что происходит, фейки падают на очень благодатную почву", - сказал ведущий антифейкового подкаста РИА Новости "Не верю!" Игорь Кривицкий.

"Мамские" чаты используются для вбрасывания фейков – эксперт SputnikPro

По его опыту, фейки содержат схожие признаки, основные из них он перечислил.

В их числе:

  • сообщение анонимное и эмоциональное;
  • доверительная манера обращения к человеку;
  • нет фактов, которые можно проверить;
  • есть сведения об угрозе жизни и здоровью людей, о многочисленных жертвах;
  • зачастую указывается, что власти скрывают информацию;
  • подчеркивается, что "истинные" масштабы произошедшего бедствия умалчиваются;
  • источником указывается "свой человек" в правоохранительных органах, родственник или знакомый;
  • есть также просьба, в том числе завуалированная, распространить информацию.
"Фейковые новости часто пользуются тем, что люди очень ленивые. Нам реально легче сделать пару кликов, чтобы переслать новость, чем сделать три-четыре клика, чтобы открыть нужную страницу, найти и прочитать что-то", - сказал Кривицкий.

К примеру, фейки ставятся в противовес официальной информации, пытаясь доказать свою истинность.

"Зачастую повышают доверие к фейку за счет того, что объявляют источником информации ближе к простому человеку – "мой друг", "родственник", "знакомый", обладающий информацией или близкий к системе, где ее можно получить", - рассказал журналист.

Еще один популярный прием – ссылка на известную медийную личность, чья "экспертность" не вызывает вопросов. Примером тому является аудиофейк о том, что для борьбы с коронавирусом надо употреблять чеснок. В Казахстане аудио было якобы от имени известного врача Жаксылыка Доскалиева, в России же – профессора Леонида Рошаля.

Инфодемия: как вскрыть фейк и извлечь из этого пользу

Дезинформация иногда подкрепляется маленькой капелькой правды, которая заставляет поверить в весь фейк в целом, каким бы невероятным он ни был. Любо маскируется под научные сообщения, содержит якобы комментарии экспертов, научные сведения. В таких случаях должны настораживать ссылки на абстрактного врача, источник в какой-либо больнице, отметил Кривицкий.

Где-то в конце текста всегда есть призыв к действию, то есть распространить информацию. Пишется обычно: "Не храните эту информацию только для себя, передайте вашей семье, друзьям и будьте здоровы".

Что делать с фейком

Кривицкий советует, прежде всего, искать первоисточник. Если он найден, "сразу легко проверить: Кто? Когда? Кому? Почему? Чья тут выгода?".

"Развивайте критическое мышление и параноидальную склонность перепроверять. Если захлестывают эмоции, испуг, боязнь за близких, злость, то есть, если первая реакция эмоциональная, только потом начинаете ее обдумывать, скорее всего, вас пытаются побудить, чтобы это сообщение, не проверяя, вы далее переслали. Поэтому подумайте еще раз, вероятно, это фейк", - советует журналист.

По словам эксперта, проверить текстовые, фото- и видеофейки нетрудно на достоверность, можно с помощью поисковых систем по ключевым словам, фамилиям, скриншотам кадров.

Живые лекции и stop-фейк: SputnikPro открыл сезон для журналистов

Кривицкий привел в качестве примера комментарий одного из специалистов по кибербезопасности.

"В группы, которые наиболее подвержены панике, – родительские, "мамские" и подобные – вбрасывается раздражающая информация. Люди начинают нервничать и массово распространяют ее. После этого она переходит в соцсети и далее в СМИ. Это все готовится заранее, боты прокачиваются, делаются человекоподобные, они там живут, что-то делают, а когда настает время, их используют для конкретной задачи", - пояснил эксперт, посоветовав регулярно чистить группы от подозрительных участников.

По опыту журналиста, хорошее разоблачение фейка генерирует не меньше трафика, чем сам фейк. Дает повод для дополнительных материалов вокруг темы: комментарии экспертов, разбор похожих случаев, комментарии потерпевших и фигурантов.

"Заголовки и слоганы про "как на самом деле", "эксперт рассказал о" и "можно ли действительно" – работают", - сказал Кривицкий , призвав представителей СМИ экспериментировать в этом контексте.

Людям надоел новостной фастфуд - эксперт SputnikPro

Проект SputnikPro

Онлайн-сессия с участием Наталии Шашиной и Игорем Кривицким прошла в рамках проекта SputnikPro для журналистов из стран ближнего зарубежья, включая Казахстан, Россию, Азербайджан, Кыргызстан, Беларусь, Армению, Молдову, Абхазию, Осетию. Вебинар был посвящен технике работы по вскрытию новостных фейков и пользе от их разоблачения.

SputnikPro - это международный проект информационного агентства Sputnik, в рамках которого ведущие медиаменеджеры и журналисты проводят мастер-классы, презентации и тренинги. Следите за новостями проекта на нашей странице в Facebook.