НУР-СУЛТАН, 4 мар — Sputnik. Счетный комитет Казахстана опубликовал заключение по госаудиту финансово-хозяйственной деятельности ТОО "Астана LRT" (переименован в City Transportation Systems (CTS ). В нем проект строительства легкорельсового транспорта назван "неокупаемым".
"Обратить внимание на неокупаемость проекта "Новая транспортная система города Астаны LRT" и значительные бюджетные инвестиционные и эксплуатационные расходы в случае продолжения его реализации. Счетный комитет просит обратить внимание на вынесение центральными и местными исполнительными органами, а также уполномоченными организациями некачественных заключений и экспертиз на проекты, реализуемые в рамках транспортной системы Нур-Султана", - говорится в документе.
В настоящее время на финансирование проекта LRT в распоряжении компании есть остатки бюджетных средств, размещенные на казначейском счете, в сумме 11,4 миллиарда тенге, или чуть больше 30 миллионов долларов.
Хищения в LRT организовал бывший замакима столицы – Нацбюро
Согласно протокольному решению госкомиссии по вопросам модернизации экономики от 4 мая 2019 года предполагается дальнейшее финансирование за счет размещения облигационных займов на сумму 1 090 400 000 долларов.
"Что на 216 400 000 долларов меньше суммы, необходимой для завершения проекта", - подчеркивает Счетный комитет.
Опасение вызывает, что при убыточности будет возникать необходимость выделения "значительных средств из республиканского бюджета", при этом вероятность их возврата крайне мала, подчеркнули в ведомстве.
При этом Счетный комитет указывает на то, что LRT не станет популярным транспортом среди астанчан.
Пассажиры смогут зарегистрироваться на авиарейсы на станциях LRT
"Короткие расстояния проезда других автобусных маршрутов по маршруту LRT с последующей пересадкой и отсутствие в проекте развития столицы возведения новых строящихся объектов за счет бюджетных средств снижают вероятность массового использования населением LRT", - отмечает Счетный комитет.
Кроме того, принудительный вывод автобусов с маршрутов в районе обслуживания проекта LRT, как предполагалось в ТЭО, может привести к неудобствам и дополнительным затратам для пассажиров.
Кто согласился помочь достроить проблемный LRT в столице
"Неокупаемость эксплуатационных затрат при высокой себестоимости услуг LRT приведет к необходимости выделения бюджетных субсидий для покрытия убытков эксплуатирующей компании при принятой стоимости проезда в первый год 200 тенге/поездка", - указывается в заключении.
Власти удешевили проект строительства LRT в Нур-Султане
Кроме того, ранее предложенное акиматом "удешевление" LRT за счет сокращения числа станций не сыграет роли в итоговой стоимости и окупаемости проекта, отмечают в Счетном комитете.
В 2019 году власти объявили, что окончательная стоимость проекта оценивается в 1 миллиард 45 миллионов долларов.
Проект LRT
В 2013 году первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявлял, что проект строительства LRT дорогой. Спустя несколько лет были достигнуты договоренности с китайскими инвесторами.
В июле 2019 года глава страны Касым-Жомарт Токаев раскритиковал строительство легкорельсового наземного транспорта. Он заявил, что не верит в его окупаемость.
Токаев поручил проверить экс-руководство Нур-Султана из-за LRT
Завершить строительство LRT планировали к 31 декабря 2019 года, а запустить проект - летом 2020 года. Однако в апреле строительство было приостановлено из-за проблем с финансированием со стороны китайских инвесторов. Сообщалось, что всего на счетах ликвидированного "Банка Астаны" "замороженными" остаются порядка 200 миллионов долларов.
Сейчас в правительстве считают, что проект останавливать нельзя, и заверяют: новый вид транспорта в столице появится в конце 2020 года.
Хищения в LRT
Летом 2018 года было начато расследование по подозрению в злоупотреблениях должностными полномочиями в отношении Талгата Ардана. Тогда следователи Антикоррупционной службы выявили, что четыре года назад из бюджетных средств "Астана LRT" перечислили более 300 миллионов тенге на счет одной из подрядных организаций, превысив действующий лимит на 125 миллионов.
На тот момент должность председателя правления "Астана LRT" занимал Талгат Ардан, он был отстранен от должности в июле 2017 года.
ТОО "Астана LRT" было создано в апреле 2011 года. Компания занимается развитием транспортной системы столицы. В ее ведение входит электронная система оплаты проезда, платные парковки, School bus (школьные перевозки), электронная транспортная модель Нур-Султана.