"Это место словно заколдованное" - как ветеран Шымбулака выручает туристов

Двадцать пять лет жизни посвятил работе на горнолыжном курорте "Шымбулак" алматинец Николай Гаврилко
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

АЛМАТЫ, 25 фев — Sputnik. Увидеть Николая Николаевича Гаврилко, праздно гуляющим среди сотен любителей лыж и сноубордов по территории Шымбулака, практически невозможно. Большую часть времени он проводит за работой в своей столярке или на объектах. Однако отдыхающие, которые хоть однажды теряли что-то ценное на деревянном пандусе у канатной дороги, знают седого, но крепкого старца не понаслышке и очень ему благодарны.

"Это место словно заколдованное" - как ветеран Шымбулака выручает туристов

Голова и руки – не для скуки

Вот уже на протяжении 25 лет Николай Николаевич не меняет места своей работы. В прошлом году плотник, что называется, от бога, отпраздновал свое 78-летие.

На горнолыжном курорте Шымбулак его руки незаменимы. Практически все деревянные конструкции, которые здесь есть – его работа. Вот и администрация курорта не представляет, как бы все сложилось, не занеси случайно четверть века назад Николая Гаврилко в горы.

"Это место словно заколдованное" - как ветеран Шымбулака выручает туристов

"Я работал до этого 25 лет в геодезии, топографии, картографии. Потом с семьей жил в Туркменистане – для дочери было необходимо поменять климат на время. Сюда я вернулся в 1994 году. Пошел на свою старую работу, а там говорят, что развалилось все. Геодезия тогда никому не нужна была. И как-то раз дочка спросила меня, не хочу ли я работать на Шымбулаке. Я тогда даже не знал, что это такое. Она меня познакомила с главным инженером. Мы созвонились. Когда он узнал, что мне уже 52 года, то замялся. Но когда встретились, сразу сказал: "Завтра садись на автобус и поднимайся". Им плотник был нужен здесь", - вспоминает Николай Николаевич.

Так и закрутилось: пять суток в неделю в горах и только двое – в городе.

"Это место словно заколдованное" - как ветеран Шымбулака выручает туристов

Новую профессию мужчина освоил быстро. Благо, плотничеству он научился задолго до этого. Сначала это было хобби. А в тяжелые 90-е оно помогало и выживать.

"Когда жили в Туркменистане, я даже национальные сундуки из дерева делал. Они нарасхват были у меня. Вот и получается, что увлечение стало впоследствии моей основной профессией", - рассказывает он.

Экстрим в зимних джунглях: соревнования сноубордистов на Шымбулаке

Маленькие хитрости большого человека

Когда Николай Николаевич покидает столярку, заметить его среди отдыхающих не сложно: мужчину выдают высокий рост и неизменный берет на голове.

"Это место словно заколдованное" - как ветеран Шымбулака выручает туристов

По словам Николая Гаврилко, не проходит и недели, чтобы ему с напарником не приходилось "воевать" с деревянным пандусом у канатной дороги. Место это – словно заколдованное. Нередко в щели между досками туристы роняют личные вещи. Достать их самостоятельно – практически нереально. Вот и зовут бывалого и умудренного жизненным опытом плотника. Для многих это единственный шанс вернуть дорогую вещь.

"Роняют кольца, сережки, скипассы (сезонные пропуски на канатную дорогу), ключи. Сотовые телефоны роняют часто. Они сейчас плоские и, когда падают, как специально, точно попадают в щель в пандусе", - рассказывает Николай Николаевич.

Лучших предпринимателей в сфере туризма выбрали в Казахстане

По его словам, каждый раз вскрывать пандус – занятие утомительное и довольно долгое. Вот тут и пришла на помощь к старцу та самая смекалка, благодаря которой он экономит не только свое, но и время туристов.

Так, к примеру, ключи от автомашин или прочие предметы с высоким содержанием железа он извлекает, опустив в щель пандуса магнит, либо с помощью крючка, на скорую руку изготовленного из куска жесткой проволоки. Этими же инструментами извлекаются из "подземелья" кольца и серьги. А вот с дорогими гаджетами и скипассами сложнее: тут важен навык рыбака.

"Вот, сачок самодельный. Опускаешь его вниз, к телефону, и какой-нибудь проволокой или палочкой заталкиваешь его туда. Пять минут - и телефон снова в руках у владельца", - улыбаясь, объясняет Николай Гаврилко.

Нескучная работа

В то время, когда не занят, помогая туристам вернуть потерянные вещи, Николай Николаевич тоже не скучает. Работы, по его словам, на горнолыжном курорте хватает всегда: замки врезать, ограждения и заборчики подправить, столы и стулья починить или смастерить новые.

"Это место словно заколдованное" - как ветеран Шымбулака выручает туристов

Особенно много работы - интересной и в то же время сложной - у плотника на Шымбулаке бывает зимой.

"Работа интересная, живая и очень подвижная. Причем, каждый день разная. У нас нет разницы - зима или лето. Чуть что, приходится собираться, идти и выполнять. Нередко отдыхающие врезаются в заборы вдоль трассы, ломаются ограждения и столбики. Приходится их выкапывать из этой мерзлоты и новые ставить. Это нелегкая работа. Зима, много снега, холодно. А самое сложное – работать на перевале и за перевалом. Там двигаться довольно трудно. Однажды, года четыре назад, мы рум (домик для оператора канатной дороги) чинили. Сошла лавина и его зацепила. Удар снежной массы был такой силы, что крышу приподняло", - вспоминает Николай Николаевич.

Редкие книги нашли на складах катка "Медеу"

На вопрос о том, не сложная ли эта работа в таком возрасте и не бывает ли желания все бросить и уйти на заслуженный отдых, Николай Гаврилко бодро отвечает: "Бывает! Такие мысли появляются иногда: взять и бросить все. Но, очень редко. Я просто не представляю, что я буду делать дома, на пенсии. Для меня эта работа – жизнь!".

Чем уникален Шымбулак

Шымбулак — популярный горнолыжный курорт близ Алматы, расположенный на хребте Заилийский Алатау немного выше знаменитого высокогорного катка "Медеу".

"Это место словно заколдованное" - как ветеран Шымбулака выручает туристов

Благоприятные природные условия привлекают туристов, альпинистов, горнолыжников к этому району с доступным рельефом, позволяют прокладывать лыжные трассы с перепадом высот 900 - 1 000 метров.

В связи с этим с 1954 года здесь начала функционировать горнолыжная спортивная база "Шымбулак". Длина трассы спортивного спуска с Талгарского перевала - 3 500 метров, слалома-гиганта - 1 500 метров, средняя ширина - 25 метров, уклон - 11-29°. Такие параметры позволяют спортсменам на всем ее протяжении развивать предельные скорости.

Фото с Чемпионата мира по фристайл-могулу на "Шымбулаке"

Подняться на самую высокую точку Шымбулака можно по современной канатной дороге, которая начинается от катка "Медео". Первая секция канатной дороги ведет к нижней точке горнолыжных трасс Шымбулака, где находятся прокат лыж, сноубордов и оборудования. Вторая секция канатной дороги ведет примерно в середину трассы, откуда уже можно начинать спуск или сделать пересадку на третью секцию дороги, которая приведет на самую высокую точку Шымбулака - Талгарский перевал.

"Это место словно заколдованное" - как ветеран Шымбулака выручает туристов

В 2019 году курорту Шымбулак исполнилось 65 лет.