Казахские обереги и их тайны: как кочевники прогоняли злых духов

Во времена тенгрианства люди в степи верили, что есть хорошие и плохие духи. К первым относили, например, духов предков – аруахов, ко вторым – джинов-бесов. Чтобы избавиться от нечистой силы, применялись различные практики
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Одна из них - кружение вокруг больного, в переводе на казахский – "айналайын". Чокан Валиханов писал, что это слово у казахов самое нежное и самое верное выражение любви, ведь, кружась около больного, человек забирал себе всю боль.

Почему форма тумара треугольная

В качестве оберегов от всевозможных жизненных бед использовали тумары. Чаще они были треугольной и цилиндрической формы. С приходом ислама тумары стали использоваться как футляры для молитв, их начали носить на шее. Треугольная форма оберега может восходить к представлениям о солнечном луче, женской плодовитости.

Что делали с насильниками в казахской степи

В чем сила перьев филина

С доисламского периода степняки верили, что от злых духов сохраняют голова филина, когти и перья птицы. Амулеты с изображением животных и птиц были порождением шаманизма и митраизма.

Перья филина привязывали к юрте и к колыбелям детей, пришивали на детскую одежду, настенные ковры, головные уборы, а также подвязывали к домбре, чтобы оградить акына от сглаза. Такая традиция сохраняется и по сей день.

Интересно, что сова для казахов была и представителем злых сил. Было поверье, что злые силы не причиняют ничего дурного тем, кто обладает частью совы, так как принимают за своих.

В то же время эта птица почиталась по-особому: амулеты из совы было получить трудно, так как в священную птицу не стреляли. Двойственное отношение к сове можно заметить на амулете "уки аяк". Он представляет собой пару когтей в серебряной оправе, смоделированных завитками вверх.

Раковины каури

Действенным оберегом считали и раковины каури. Их называли "жылан бас" – змеиная голова. Образ змеи и сегодня можно увидеть в казахском прикладном искусстве. Змея и раковина каури символизировали женское начало и плодородие.

Раковинами каури и бусами "көзмоншақ", которые имитировали глаз, украшали головные уборы девушек. В степи верили, что так можно предотвратить сглаз.

"Есть и животные, которых боятся черти. Например, при родах – верблюда-самца и ежа. К колыбели детей привязывают ежовые иглы, а при родах кладут их на страждущую. Замечательно, что волосы русского человека употребляют также в числе средств для изгнания болезни", - писал Валиханов.

Почему казахи оставляли мальчикам косичку на макушке

Сила сережек

С древних времен оберегом казахи считали серьги, поэтому женщины носили их с детства и на всю жизнь.

Казахские обереги и их тайны: как кочевники прогоняли злых духов

С покойниц снимали все украшения, кроме серег. Считалось, что, если этого не сделать, в уши проползет змея. Если надо было снять серьги, то приходилось рвать мочки ушей.

Магическая природа серег усиливалась символикой: их части были в форме змеи, пики, солнца, месяца, спирали. Старшее поколение и сегодня считает серьги оберегами, серьги обязательно входят в придание невесты.

Верили в степи и в силу перстней. До наших дней дошла выражение: "чтобы пища была чистой, на руках должен быть перстень". Неспроста на сороковой день после рождения ребенка в воду для купания бросали серебряное кольцо.

Зачем казахские батыры носили серьгу

Отпугивать нечистую силу призваны были украшения для волос. Считалось, что в волосах обитает часть души, поэтому косы нельзя стричь, а вычесанный волос не бросали.

Сегодня во многих казахских женских украшениях встречаются подвески в виде конусовидных, фигур, имитирующих колокольчики. Казахи верили, что такие подвески своим шумом или звоном защищали от темных духов.

Оберегом был также пояс серебряными бляхами, который зачастую имел символическую форму солнца, рыбы, совы.

Источники:

Семантика казахских украшений, Ш. Ж. Тохтабаева , 1991 год.

Собрание сочинений в пяти томах, Чокан Валиханов, 1985 год ("Следы шаманства у киргизов")

Генезис религиозности в Казахстане, М.С. Орынбеков, 2013 год

Мир - космическое мифологическое мышление в тенгрианстве-шаманизме и индуизме: сравнительный анализ, Л.Г.Ерекешева, 2016 год.