Театр без артистов: кому и зачем такой нужен?

Спектакли, в которых нет артистов, нет сцены, нет статичной драматургии – для современного театра в порядке вещей. Другое дело, что в Казахстане таким театром почти никто не занимается. И это в том числе из страха: не поймут.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Тем не менее, время, когда публика ходит "на звезд", прошло, и сейчас от театра зритель получает совсем иной профит.

На днях я спросила у подписчиков в Фейсбуке, кто в театре главный. Помимо десятков "остроумных" ответов, что главный в театре – гардеробщик, были и другие. И что удивительно, из полусотни комментариев – только пару раз был упомянут артист, причем этот вариант писали сами актеры. Не больше пяти человек назвали главным режиссера или худрука. А победил с большим отрывом вариант "зритель".

Поразительная игра и драма: театр особенных актеров открылся в Петропавловске
Театр без зрителей, впрочем, тоже случается (речь не о непроданных залах, конечно), но несравнимо реже, чем театр без артистов. Что собой представляет последний?

Sputnik Казахстан удостоен почетного диплома за театральный проект

Самый понятный вариант здесь – это свидетельский театр, разновидность документального. Исполнитель в таком присутствует, но это совсем не обязательно актер, и обязательно – не имитатор. В свидетельском театре история рассказывается тем, кто сам ее прожил, с минимальной интерпретацией и максимальной честностью.

Несколько лет назад в Алматы на гастролях был московский Театр.DOC, который в числе прочих привез спектакль "Акын-опера 2". Это истории о жизни приезжих в Москве – гастарбайтеров из среднеазиатских стран, которые бросали квалифицированную, но низкооплачиваемую работу в своих странах и устремлялись на заработки в Россию. Как понятно из названия, это уже вторая работа в таком формате, причем у первой "Акын-оперы" есть даже "Золотая маска" - престижнейшая театральная премия. Казахстанскому зрителю спектакль оказался менее симпатичен, чем профессиональному сообществу соседней страны: отзывы были разнообразные, но достаточно большой части такой театр, что называется, "не зашел".

Мюзиклам приходится конкурировать с Большим театром

В Театре.DOC есть и более экстремальные форматы театра без артистов. К примеру, "Молчание на заданную тему" и "Молчание на свободную тему" режиссера Всеволода Лисовского. В них зрителям предлагается на весь хронометраж спектакля погрузиться в собственные мысли, и для многих такой опыт становится психотерапевтическим: оставаясь наедине с собой, пусть и в рамках спектакля, публика плачет, смеется, переживает.

В алматинском пространстве "Трансформа" в октябре в формате "Тоже театр" состоялся перформанс "Что произошло в "Трансформе, останется в "Трансформе". Это была социальная хореография: расстановка аудитории в пространстве согласно определенным условиям. Зрители передвигались по сцене, исходя из собственной реакции на утверждения – если согласны, в одну сторону, если не согласны – в другую. На обсуждении сошлись: да, это был театр, пусть и непривычный. Был опыт альтернативного театра, были переживания, пресловутый катарсис. А вот артистов – не было. Каждый сам себе режиссер, перформер и зритель.

Голоса в голове: каково быть единственным зрителем у Серебренникова и Дапкунайте

В конце октября в Алматы театр ARTиШОК проведет POST DRAMA WEEKEND – это четыре спектакля непривычных форм. К примеру, московский проект "Мам, привет" - спектакль-выставка, где тоже не будет перформеров, а историю каждый пришедший сформирует для себя самостоятельно. Режиссер спектакля Вика Привалова описывает его как путешествие по личным воспоминаниям. "Мам, привет" - это большое пространство (в Алматы – зал внутри НИИ Алматыгенплан) с разнообразными инсталляциями, каждая из которых снабжена QR-кодом. Отсканировав код в специальном приложении, зритель получает аудиотрек – документальную историю реального человека о его взаимоотношениях с родителями. Слушая запись и изучая предметы, каждый не просто знакомится с чужим опытом, но и проецирует его на собственный. В московском Центре имени Мейерхольда, где "Мам, привет" - резиденты, спектакль – стропроцентный хит.

На аудиозаписи будет построен и другой спектакль уикенда – "Что вы делали вчера вечером?" режиссера Семена Александровского. Он поставит этот спектакль специально для POST DRAMA WEEKEND, для чего за неделю до показа приедет в Алматы и запишет голоса 30 алматинских актеров, который прочтут текст пьесы "Что вы делали вчера вечером?" драматурга Дмитрия Данилова. Эта пьеса – пародия на документальный театр, а сам спектакль, хоть и будет создан при участии достаточно внушительного количества артистов, на показе обойдется без них: зрителям достанутся только наушники с записью.

Александровский большой фанат работы с аудио. В Санкт-Петербурге у него есть спектакль "Другой город" - экскурсия в наушниках, где в качестве фонового трека выступают звуковые ландшафты Венеции, Парижа или Амстердама.

Я уже писала об МХТ – Мобильном художественном театре, в репертуаре которого уже четыре спектакля в Москве. Это театр-приложение для смартфона, и начать просмотр можно в любое время, достаточно прости прийти в конкретную точку на карте. Схожий принцип и у спектакля Remote X берлинской арт-группы Rimini Protokoll: в России есть эта франшиза в Москве и Санкт-Петербурге, а по всему миру – в более чем пятидесяти городах. Это променад по непарадной части города и исследование о том, насколько далеко зритель способен зайти, подчиняясь голосу в наушниках. И заметьте: снова никаких артистов.

Театр ARTиШОК будет бесплатно обучать молодых актеров и режиссеров

У нас пока мало опыта в смотрении таких спектаклей, но есть ощущение, что потребность у публики уже сформирована. На POST DRAMA WEEKEND, помимо "Мам, привет" и "Что вы делали вчера вечером?", покажут лекцию-перформанс "10 жестов" московских кураторов Кати Ганюшиной и Дарьи Демехиной, где зрители смогут попробовать повторить всемирно известные перформансы.

Театр без артистов: кому и зачем такой нужен?

А еще спектакль "Оттепель" казахстанского режиссера Фархата Молдагали, руководителя лаборатории StarTDrama, который свою новую работу назвал "художественным радиовещанием". Артисты в "Оттепели" все же будут, но не совсем в том качестве, как вы того, вероятно, ожидаете.

А как бы вы сейчас ответили на вопрос, кто в театре главный? И еще больше мне интересно, как вы будете отвечать на него, если посмотрите спектакли театрального уикенда?