Элитный долгострой: дольщики в Петропавловске рискуют остаться ни с чем

Многие дольщики взяли кредиты, чтобы вложить деньги в строящееся жилье, а теперь им приходится снимать квартиры
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ПЕТРОПАВЛОВСК, 27 сен – Sputnik, Елена Бережная. В Петропавловске дольщики, вложившие в строительство элитного жилья десятки миллионов тенге, остались ни с чем, передает корреспондент Sputnik Казахстан.

В 2016 году несколько десятков человек, воодушевившись рекламой о возведении элитного жилищного комплекса в самом сердце Петропавловска, заключили договоры о долевом участии в строительстве жилья. Въехать в свои новые квартиры они должны были в конце 2018 года, но сроки сдачи перенесли на конец нынешнего года. Однако и сегодня работам на объекте не видно конца и края. При этом, по словам дольщиков, с конца июня на стройке стоит полная тишина.

Боясь потерять свои деньги и остаться без обещанных квартир, люди забили тревогу.

Красиво жить не запретишь?

Речь идет о долгострое на пересечении улиц Карима Сутюшева – Пушкина, рядом с театром имени Н. Погодина. По плану здесь должен был располагаться жилой комплекс из трех 18-этажных домов по 85 квартир со встроенными торгово-офисными помещениями и подземным паркингом. 

Элитный долгострой: дольщики в Петропавловске рискуют остаться ни с чем

В июле 2016 года был создан жилищно-строительный кооператив "ЖК "ТРИО". Застройщиком комплекса изначально выступало ТОО "Казградстрой-НС". Генеральный директор компании Александр Авдеев был и инициатором открытия кооператива.

По словам дольщиков, сдача дома была запланирована на конец 2018 года. Однако в сентябре прошлого года строительство жилого комплекса было приостановлено из-за финансовых проблем, начавшихся в компании.

Сначала во всех своих бедах дольщики винили Авдеева. Однако с новым подрядчиком и избранием нового председателя ЖСК проблем меньше не стало, говорят люди. Новый подрядчик - ТОО "Зерттеу-СК" - проработал здесь всего пару месяцев. Сейчас работы на стройке снова не ведутся. Дольщики и не предполагали, что строительство может так затянуться.

Элитный долгострой: дольщики в Петропавловске рискуют остаться ни с чем

"Три года назад мы вложились со стопроцентной оплатой в покупку трехкомнатной квартиры. Оплачивали через банк, чеки у нас все на руках. Внесли 19 миллионов тенге (около 49 тысяч долларов - Sputnik). Это очень большие деньги", - поделилась своей историей дольщица Гульнара Ербуланова.

К слову, некоторые дольщики вложили в будущее жилье по 40-50 миллионов тенге. Некоторые продали квартиры, чтобы жить в этом элитном доме, влезли в долги, взяли кредиты в банке. Сейчас многие из них живут на съемных квартирах или ютятся у родственников.

Вывозят все

Мало того, что стройка стоит на месте, дольщики утверждают, что с объекта вывозят стройматериалы и технику. Об этом говорят и представители субподрядных организаций, которые участвовали в строительстве дома на начальном этапе, сотрудничая с ТОО "Казградстрой-НС". Например, руководитель ТОО "Монолиткапстрой – СК" Василий Хазов утверждает, что на объекте сейчас не хватает больше половины завезенной им опалубки, а при той, что осталась, дом не построить. По его словам, в связи с этим сейчас идут судебные тяжбы.

Директор ТОО "Интеграл строй север" Татьяна Ковалева утверждает, что на объекте было арендованное у ее фирмы имущество, а недавно один из своих башенных кранов она обнаружила в Нур-Султане.

Массивные плиты парят в небе: в столице сносят долгострой – видео

Будут деньги – будем строить

Новый – уже четвертый по счету - председатель жилищно-строительного кооператива на все претензии дольщиков в отношении его работы заверяет, что ему приходится "расхлебывать" за предыдущих председателей. Жунусова председателем избрали коллегиально из числа дольщиков. .

По его словам, он вышел с предложением продолжить строительство комплекса к другим компаниям.

"В частности, обратился в "Зерттеу-СК", так как дом монолит, львиная доля стройки – бетон, а у него самый крупный бетонный завод. "Зерттеу-СК" согласились заключить договор, естественно, при наличии аванса. На счету кооператива денег не было. Мы провели собрание, поступили финансовые средства вкладчиков согласно графику. Проавансировали, в середине марта заключили договор, в конце марта компания зашла на объект, начала строить. Но деньги больше не поступали в кооператив, по городу одна антиреклама, продаж нет... Стройка остановилась. Компания и дальше работать не отказывается, сказали, как деньги будут, будем строить", - объяснил Жунусов.

Дольщики пожаловались акиму Нур-Султана на долгострой

Он также утверждает, что при расторжении договора Авдеевым был передан на подписание акт выполненных работ на 760 миллионов тенге (более 1,9 миллиона долларов).

"Я ахнул: 760 миллионов люди собрали, а построено всего 13 этажей одного дома, - говорит Жунусов. - Так как я не согласен (с количеством выполненных работ), я нанял аудиторскую лицензированную фирму и обратился в судебную экспертизу, которая пришла к выводу, что фактически построено на 540 миллионов тенге. С этими заключениями и заявлением от всех пайщиков я обратился в городскую прокуратуру, где на сегодняшний момент идет расследование".

Что касается стройматериалов и техники, председатель придерживается позиции, что их принадлежность будет доказываться через суд.

Он обещал вернуться

Руководитель ТОО "Казградстрой-НС" Александр Авдеев в свою очередь утверждает, что фирма оказалась на мели из-за ряда преступных махинаций, проведенных за его спиной. Подробно о них и о конфликте с местной властью он рассказал в своем видеообращении на Youtube, адресованном президенту страны. Что же касается элитного комплекса "Трио", основные проблемы начались, когда Авдеев по причине болезни доверил руководство фирмой своему заместителю.

"Получив полноту власти, он, имея преступный умысел на хищение денежных средств пайщиков кооператива "Трио", вступил в преступный сговор с поставщиками строительных материалов и субподрядчиками по явно завышенной стоимости поставок и выполняемых работ, разницу в которой поставщики и субподрядчики возвращали", - говорит Авдеев, утверждая, что он выгнал своего зама и написал на него заявление, но дело было прекращено.

Печально известный "долгострой" решили отдать студентам

Кроме того, Авдеев утверждает, что "был произведен рейдерский захват "Казградстроевского" объекта, была выставлена охрана, и строительство продолжила другая фирма, полностью используя имущество ТОО "Казградстрой-НС": краны, опалубку, стройматериалы и людей".

А на него как бывшего генерального подрядчика тем временем завели уголовное дело, обвиняя его в том, что он похитил 210 миллионов тенге из кооператива (542 тысячи долларов). Однако руководитель компании говорит, что он ничего не должен.

По его словам, так как пайщики не вкладывали 100% стоимости квартиры, его фирма тратила собственные деньги.

"Это легко доказать, подняв акты сверки в бухгалтерии кооператива и бухгалтерии ТОО "Казградстрой НС". Получается, что кооператив, продавая квартиры, не давал мне деньги на стройку, а постоянно рассчитывался со мною, - говорит Авдеев. - По документам видно, что на 800 с лишним миллионов тенге актов выполненных работ отработано, подписано. И миллионов на 150 работ еще не подписано, в том числе стоимость проекта, который ТОО "Казградстрой-НС" оплатил. Так что не я туда 210 миллионов тенге должен, а где-то в этих же пределах мне должен кооператив. Но не буду же я на людей подавать в суд, тем более на кооператив, который сам же и создал".

Столичный долгострой: какое решение предложил глава столицы

Авдеев отметил, что к строительству комплекса он планирует вернуться сам. Говорит, это дело чести.

"Сейчас у меня два врага – внутренний и внешний. Внутренний - это внутренние хищения на 1,3 миллиарда тенге, и внешний - 1 миллиард 270 миллионов тенге - мне должен акимат. Когда я верну эти средства, раздам долги, я займусь кооперативом. Чтобы достроить этот объект полностью, необходимо еще 4,5 миллиарда тенге. Хочу сделать его в стекле. И сделаю!" - заключил Авдеев.

Будущее туманно

Между тем, люди, вложившие свои деньги в кооператив и оказавшиеся заложниками всей этой неразберихи, уже не знают, кому верить и на что надеяться. Несмотря на то, что стройка коммерческая, они обращаются к местной власти с просьбой оказать помощь в поиске инвесторов.