НУР-СУЛТАН, 14 сен – Sputnik, Айгюзель Кадир. В скромной квартире обычной столичной многоэтажки живет Ляйля Баймагамбетова - праправнучка казахского поэта и мыслителя Абая Кунанбаева. Корреспондентам Sputnik Казахстан она рассказала малоизвестные факты о своем знаменитом предке.
Как живет потомок Абая
Ляйля Баймагамбетова заранее расставила книги, архивные фотографии и альбомы на столе. Сначала она показала шежире – генеалогическую родословную Абая Кунанбаева, которому приходится праправнучкой. Ее прадед Акылбай был первенцем Абая и скончался спустя 40 дней после смерти отца. А дедушка Ляйли по отцовской линии, сказочник Баймагамбет, был другом Абая.
Ляйля Мухлискызы много лет проработала на ниве просвещения: окончив институт, она стала учителем русского языка в школе, затем преподавала в техникуме. Перед тем как выйти на пенсию, трудилась старшим научным сотрудником музея имени Абая в Семее. Среди экспонатов, связанных с великим предком, она провела целых 15 лет.
Дома она бережно хранит небольшую книжку, где однажды расписался Герой Советского Союза Бауыржан Момышулы. "Праправнучке великого Абая"…
"Момышулы легендарный был человек. Единственный раз была у него в гостях, но встреча осталась в памяти на всю жизнь. До сих пор его голос в ушах…", - вспомнила Баймагамбетова…
Личных вещей или предметов, которыми пользовался Абай Кунанбаев, в семье нет. Сохранить их было невозможно: потомкам мыслителя была предначертана судьба с конфискацией, голодом и войной.
"Разве что-то могло остаться? Знаете, очень трудная судьба у потомков Абая. Сейчас из прямых потомков только Данияр остался – прапраправнук Абая. У него три дочери, сыновей нет. Почему потомков мало? Почему их практически нет? Потому что род Кунанбая истребляли, ведь отец Абая был феодалом, ага-султаном. Сына Абая Турагула обвинили как националиста-алашординца, он подвергся гонениям. Внуки, правнуки шли на войну, погибали. Мама моя родилась в 1910 году, а в 1932-м видела голод", - рассказала Ляйля Баймагамбетова.
Малоизвестные факты об Абае
Нелегкой была и судьба самого мыслителя-хакима Абая, продолжила она. В 1895 году Кунанбаев потерял своего сына Абдирахмана, прозванного "Абишем", а в 1904-м умер младший - Магауия, которого отец ласково называл "Магаш".
"Похоронив Магаша, Абай заболел сам. Ни с кем не разговаривал, как будто бы он уже был мертв внутри. Ему скажут сесть, он сядет, встать – встанет. Родной брат Танирберди со слезами на глазах обращался к нему: "Нас у матери было четверо, лишился я двоих младших братьев, теперь и без тебя останусь?". Абай произнес: "У труса тысяча смертей, у батыра одна", - поделилась Ляйля Баймагамбетова.
Через сорок дней после смерти младшего сына Абай ушел из жизни. Ему было 58 лет. Похоронить поэта хотели сначала в Акшокы, где покоятся его отец Кунанбай, сыновья Абиш и Магаш.
"День был летний, жаркий. 23 июня. Было принятие решение предать тело Абая земле в Жидебае, где он скончался. Ночью около десяти парней захоронили его. Сегодня на этом месте – мемориальный комплекс. Там Абай, его брат Оспан, племянник Шакарим, сын Шакарима Ахат", - добавила праправнучка Абая.
Кто ударил Абая Кунанбаева
Среди стихов Абая, в которых затронута тема смерти, особенно выделяется произведение "Өлсем, орным қара жер сыз болмай ма?" ("Умру. И стану вновь землей"). Его автор написал в 1898-м, в год, когда на него совершили нападение.
"Абая попросили принять участие в размежевании земли между Чингизской и Мукурской волостями. Некоторые не хотели допустить присутствия Абая на выборах при определении границы волостей. Подстрекателем был Уразбай Аккулов. Абай сидел в юрте, как группа людей вошла и ударила его камчой. Джигит Уаис прикрыл Абая своим телом и остальные удары принял на себя", - поделилась Ляйля Баймагамбетова.
Каким был Абай на самом деле: малоизвестные факты в день рождения поэта
После смерти Абая его творчество не только восхвалялось, но и критиковалось. Со слов потомка Баймагамбетовой, против идей Абая выступал публицист Ильяс Кабулов, который называл Абая "буржуазным" и "националистом".
"Основоположнику абаеведения Мухтару Ауэзову пришлось непросто. Он хотел во что бы то ни стало сохранить наследие Абая. Эпопею "Путь Абая" он переписывал, дополнял, убирал некоторые моменты", - добавила она.
Как Абай защищал права женщин
Абай выступавший как демократ, в 1886 году предложил в местечке Карамола проект реформы обычного права. Его поддержали представители всех родов Среднего жуза.
Казахская демократия: как Абай защищал права женщин в степи
"Российское уголовное право для казахов не подходило. Казах всегда был свободным, никогда в тюрьме не сидел, каторжником не был. Интересно, что по составленному кодексу видно отношение Абая к женщине в степи. Он прописал, если у вдовы есть аменгер (родственник умершего, который по адату (обычному праву) мог взять ее в жены - Sputnik), но она не хочет выходить за него замуж, то женщина вправе жить отдельно, распоряжаться своим хозяйством сама", - рассказала Ляйля Баймагамбетова.
Сегодня Абай и казахская культура неразделимы, констатирует праправнучка поэта. Кунанбаев ввел новые социальные мотивы, показывал в своих произведениях бедность, дружбу, любовь, развращенность. Это были новые мотивы в казахской литературе, отметила Баймагамбетова.
"Мне кажется, что Абай испугался бы нашего времени, когда у людей превыше всего деньги. А ведь Абай ценил человечность, честность, прямодушие, дружбу. Как поэт он в первый раз провозгласил труд. "Коль ты слишком сыт, труд тобой забыт, — развращен такой человек…", - произнесла Ляйля Мухлескызы.
К 175-летнему юбилею мыслителя, чьи воззрения были вне времени, она намерена поехать на родину классика, в Жидебай, хранящий воспоминания о степном поэте. Там она почтит память гуманиста, для которого началом человечности были любовь и справедливость.