НУР-СУЛТАН, 9 сен — Sputnik. В ARTиШОКе по итогам курса осветителей – первого из образовательного проекта "Театр как профессия" - показали обновленную версию спектакля "Прямопотолеби".
Этим летом алматинский театр открыл прием заявок по трем направлениям: большой двухлетний актерско-режиссерский курс и два краткосрочных интенсива – для театральных осветителей и арт-менеджеров. И если первый – это грантовая программа для молодых людей от 18 до 28 лет, то недельные курсы могут посещать все, кому это интересно.
На курс световиков подались 15 человек, из них до финала обучения дошли только десять. Итогом курса стала авторская версия спектакля "Прямопотолеби" с обновленной работой художников по свету. Этот спектакль, посвященный Алматы, был снят с репертуара театра еще два сезона назад, но актеры фрагментарно восстановили его специально для курсовиков: в "Прямопотолеби" много разных стилей и жанров, и соответственно – много возможностей для работы со светом.
"Свет работает в театре, как камера в кино", - говорит главный художник ARTиШОКа и педагог курса осветителей Антон Болкунов. Помимо Болкунова, на курсе было еще два педагога – технический директор ARTиШОКа Ярослав Корчевский и художник по свету ташкентского театра "Ильхом" Илья Ратанов. Они предложили студентам пройти все этапы, которые проходят техники и художники по свету в работе над спектаклем – от знакомства с приборами и составления плана-карты до ведения света на показе.
Культ личностей. Что происходит в современном британском театре
В Казахстане нет ни одного вуза, где обучали бы световиков для театра, и поиск таких специалистов – задача сверхсложная для любого театра в стране, которая решается, как правило, внутренними силами. Ярослав Корчевский, к примеру, попал в ARTиШОК десять лет назад как человек, которого попросили решать возникающие технические проблемы в театре. С тех пор он работает и со звуком, и со светом и в целом совмещает все обязанности, которые в крупных театрах выполняют несколько цехов.
Среди студентов курса были как те, кто уже работает в театре, так и люди, не имеющие даже базового представления ни о технической, ни о творческой составляющей театрального процесса. Так, менеджер пространства "Трансформа" Айдана Мусина ведет спектакли по свету на своей площадке, но радостно делится новым опытом: "Я закрутила свою первую вилку".
Нуриля Кужамуратова и Айсулу Тастанова работают в студии "На крыльях творчества", где делают спектакли для детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями. Раньше, беря в аренду площадки у различных театров города, они доверяли работу со светом местным техникам и не всегда были ею довольны. После курса обещают, что возьмут эту часть создания спектакля на себя.
На финальный показ курса на Большой сцене ARTиШОКа собрался полный зал, тех, кто не вместился на ряды, рассадили на стулья по краю сцены – желающих увидеть результат обучения студентов и вспомнить "Прямопотолеби" оказалось почти две сотни.
Режиссер спектакля Галина Пьянова сразу оговорилась: это не тот спектакль, что был в репертуаре театра с 2013 года. Во-первых, он сократился почти вдвое, во-вторых, был изменен актерский состав, в-третьих, его новая главная ценность – показать, как работает в театре свет.
Интересно, как студенты выстроили свою работу на показе: спектакль поделили на сцены, и за каждую отвечал отдельный человек. Световой пульт вынесли в зал, и зрители могли наблюдать отдельный перформанс: как световики, сменяя друг друга от эпизода к эпизоду, уступают место за пультом следующему. Это было отрепетировано параллельно с основным спектаклем – концентрации такой конвейер требует не меньше.
В обновленном "Прямопотолеби" из декораций было только три вертикальных планшета. Благодаря свету, они становились и окнами бизнес-центра, и стенами ТРЦ, и скалодромом, и арт-инсталляциями, и киносъемочным павильоном. Свет давал иллюзию льда на катке, создавал ощутимость землетрясения, а одна из самых ярких сцен, где речь идет о гибели Шакена Айманова, особенно ожила, когда студенты придумали при помощи двух фонарей создать эффект автомобильных фар.
Как казахстанский уличный театр покорял Москву
Актер ARTиШОКа Чингиз Капин, который не смог принять участие в показе из-за съемок в кино и которого в авторской версии "Прямопотолеби" заменил Куантай Абдимади, признался, что едва не расплакался. Он впервые смотрел спектакль как зритель и даже позавидовал, что не смог сыграть при обновленном свете.
Всего неделя, чтобы собрать новый спектакль, выступив в нем техниками и художниками по свету – амбициозная задача, которую ARTиШОКу удалось решить. Следующий по графику – недельный курс театральных менеджеров, который курирует управляющий директор театра Анастасия Тарасова. Курсовая работа ее выпускников обещает быть не менее впечатляющей, о ней театр расскажет, когда арт-менеджеры закончат обучение.
А на актерско-режиссерский курс все еще продолжается набор. В ARTиШОКе школу называют протестом против формальной системы театрального образования и планируют передать студентам не только базовые знания, но и свое самое ценное – эмоции и харизму, за которые "артишоков" любят в Казахстане и далеко за его пределами.