АЛМАТЫ, 5 сен — Sputnik. В Международном аэропорту Алматы ответили на обвинения авиакомпаний в чрезмерно высокой стоимости обслуживания воздушных судов, что, по словам авиаперевозчиков, влияет на высокую стоимость билетов. А также привели варианты, которые могут помочь снизить цены.
Дорогие авиабилеты
В ходе послания народу президент Касым-Жомарт Токаев возмутился высокими ценами на авиабилеты в Казахстане, отметив, что они порой на 30% дороже, чем в Европе.
Позже вице-премьер Женис Касымбек отметил, что в стране наблюдается нехватка воздушных судов для удовлетворения спроса, поэтому цены на авиабилеты высокие.
При этом директор по управлению доходами компании Air Astana Ерболат Байсалыков заявил в интервью телеканалу КТК, что высокие цены на авиабилеты складываются из-за расходов на топливо, обслуживание аэропортов и других наземных служб.
Доля обслуживания самолетов в цене билета
На обвинения в адрес воздушной гавани в чрезмерно высоких тарифах на обслуживание воздушных судов отреагировал руководитель управления тарифной политики и финансового контроля Международного аэропорта Алматы Арнат Ахметжанов.
"Действующие тарифы аэропорта Алматы не пересматривались на протяжении десяти лет. Уровень наших тарифов покрывает лишь операционные затраты: зарплата производственного персонала, затраты на содержание летного поля, амортизационные, сырье и материалы, коммунальные услуги", - сообщил Ахметжанов корреспонденту Sputnik Казахстан.
Россия предложила Казахстану развивать бюджетные авиалинии
При этом он поясняет: если провести расчеты, станет ясно, что в структуре стоимости авиабилетов расходы аэропорта занимают всего от трех до семи процентов. Это зависит от экономики авиакомпании, маршрута и типа воздушного судна. При этом, если брать в расчет ближайших международных конкурентов – аэропорты Бишкека, Ташкента или, к примеру, Новосибирска, то стоимость обслуживания у них выше как минимум в два раза.
Два варианта снижения стоимости авиаперелетов
При этом в алматинском аэропорту уверены, что возможности значительного снижения цен на авиабилеты существуют. Для этого есть как минимум два сценария.
"Первый - при действующем режиме "закрытого неба" необходимо вернуть государственное ценовое регулирование внутренних авиаперевозок, которое проводилось до 2015 года. После его отмены стоимость билетов и динамика роста цен резко пошла вверх. При этом есть много инструментов антимонопольного регулирования и контроля", - говорит Ахметжанов.
Второй сценарий еще более прост и реалистичен: создание конкуренции путем либерализации воздушного пространства.
Другими словами, необходимо открывать небо и допускать других авиаперевозчиков, чтобы между авиакомпаниями была конкуренция: тогда и цены заметно упадут, и новые направления долго себя ждать не заставят.
"Также "открытое небо" даст мультипликативный эффект: позволит увеличить товарооборот, поток граждан, повысить туристическую привлекательность, да и в государственную казну будет больше денег поступать. Но самое основное - все аэропорты Казахстана без исключения будут развиваться. Появятся дополнительные инвестиции, будут построены новые терминалы, повысится качество услуг", - считает Ахметжанов.
Авиаперевозки пассажиров в Казахстане сократились на 3%
Пока же, по его словам, Международный алматинский, как, впрочем, и все остальные казахстанские аэропорты, находится, словно в клешнях: с одной стороны повысить цены на обслуживание авиаперевозчиков не позволяет государство, с другой стороны - государство не открывает рынок для других мировых авиакомпаний. А их, уже ведущих переговоры с алматинским аэропортом, на данный момент больше десятка.