Made in Russia: как российский грузовик завоевал рынок Казахстана

КамАЗ является самым популярным в Казахстане грузовым автомобилем. Что привлекает казахстанцев и с кем компании приходится конкурировать, читайте в материале Sputnik Казахстан
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

НУР-СУЛТАН, 20 авг - Sputnik. С 2017 года в России стартовала программа повышения узнаваемости российских брендов и продукции за рубежом - Made in Russia ("Сделано в России"). Одним из первых сертификат от Российского экспортного центра (РЭЦ) получил производитель российских грузовых автомобилей "КамАЗ".

Почему российской технике доверяют в Казахстане, рассказывает Sputnik Казахстан.

Качество, проверенное временем, и современные решения

По данным Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана "АКАБ", в Казахстане КамАЗ лидирует по популярности среди грузовых автомобилей свыше 7,5 тонны. Причем среди реализуемых автомобилей на чистый российский импорт приходится 66,09% машин, а 33,91% – на долю совместного казахстанско-российского предприятия АО "КамАЗ-Инжиниринг", производящего технику для внутреннего рынка.

"КамАЗ" – компания с надежной репутацией, в этом году отмечает свое 50-летие, имеет солидную продуктовую линейку и большую клиентскую базу. Но почивать на лаврах не приходится.

Made in Russia: как российский грузовик завоевал рынок Казахстана

Ведь ближайшие конкуренты российского бренда в Казахстане – шведская Volvo и голландцы DAF, которые являются 100% импортерами. В последние годы усиливается "китайская экспансия". Четвертой по популярности компанией в стране является китайский производитель Shacman (Shaanxi), у которого от общего числа реализованных авто 17,56% приходится на собранные на совместном с Казахстаном семипалатинском предприятии "СеМаз".

"Среднегодовой объем реализации грузовой автотехники "КамАЗ" на рынке Республики Казахстан составляет порядка 1,5 тысячи автомобилей в год", - говорит генеральный директор Внешнеторговой компании "КамАЗ" Рафаил Гафеев.

Какие машины выбирает Казахстан

Наиболее востребованной является спецтехника - емкостно-наливная, коммунально-дорожная, пожарная. Самосвалы и сельхоз-самосвалы, седельные тягачи.

По словам Гафеева, казахстанский рынок имеет свою специфику, которая заключается в том, что он повторяет тенденции российского рынка в периоде – два-три года.

"На текущий момент казахстанский рынок требует надежные и простые в обслуживании машины, но в то же время потребитель уже почувствовал вкус комфорта и ожидает повышение его уровня и потребительских свойств автомобилей", – отмечает глава Внешнеторговой компании.

По данным компании, на грузовом рынке Республики Казахстан "КамАЗ" занимает лидирующие позиции в сегменте шасси для специальной техники.

Made in Russia: как российский грузовик завоевал рынок Казахстана

В сегменте самосвалов "КамАЗ" испытывает жесткую конкуренцию со стороны импортеров китайских автомобилей. А седельным тягачам компании приходится соперничать с европейскими производителями большой семерки.

В условиях конкуренции всегда выигрывает потребитель, для которого производители стараются предложить новые разработки на самых выгодных условиях.

С другой стороны, программа Made in Russia дает дополнительные преимущества в борьбе за рынок производителю, помогая быстрее наладить коммуникации и выступая гарантом качества и безопасности.

Грузовики для нефтяных регионов и мегаполисов

Больше всего поставок "КамАЗ" делает в Атыраускую область. На втором месте – Мангистауская. Третье и четвертое приходятся на быстрорастущие и развивающиеся мегаполисы Алматы и Нур-Султан.

Made in Russia: как российский грузовик завоевал рынок Казахстана

"Такое распределение по областям в первую очередь связано с экономикой указанных регионов. Основу экономики Атырауской области составляет нефтедобыча, здесь расположены основные клиенты "КамАЗа" – крупнейшие предприятия по производству и переработке нефти. Мангистауская область имеет уникальный производственный комплекс, единственный в Казахстане, автономно обеспечиваемый всеми видами энергии и воды, производимых на Мангышлакском атомном энергетическом комбинате. Здесь наша техника также востребована", - говорит Гафеев.

Импорт превалирует в Казахстане над локальным производством, поскольку линейка ПАО "КамАЗ" в городе Набережные Челны является более широкой, чем линейка сборки "КамАЗ-Инжиниринг".

Made in Russia: как российский грузовик завоевал рынок Казахстана

Если клиенту нужна комплектация, которая не собирается на территории Казахстана, автомобиль изготавливается в России и поставляется на предприятие.

От "Сделано в России" к "Сделано в ЕАЭС"

Евразийский экономический союз дает особые привилегии для его членов, гармонизация законодательства, общие стандарты, отсутствие ввозных пошлин и свободная миграция рабочей силы способствуют развитию не только внутренней торговли, но и совместных предприятий.

"Как известно, в Казахстане с 2005 года успешно работает совместное сборочное предприятие АО "КамАЗ-Инжиниринг", главная задача которого - максимально обеспечить потребность республики современной автотехникой. На текущий момент модельный ряд предприятия насчитывает 30 видов техники. Это как базовые автомобили: шасси, бортовые автомобили, самосвалы, седельные тягачи, так и специальная техника на базе шасси "КамАЗ", - напоминает Гафеев.

В настоящее время, по его словам, ПАО "КамАЗ" с партнерами из Казахстана активно развивает направление производства расширенной линейки специальной техники на базе шасси.

Made in Russia: как российский грузовик завоевал рынок Казахстана

Новое производство планируется открыть в индустриальной зоне Костаная. Данное предприятие будет российско-казахстанским. Партнер с казахстанской стороны определен, им является компания АО "Агромашхолдинг".

Реализация указанного проекта планируется в два этапа. На первом в Казахстан из России импортируют сборочные комплекты спецнадстроек, сборку надстроек и монтаж на шасси "КамАЗ". На втором происходит локализация производства элементов спецнадстроек на территории Казахстана.

К выпуску планируется пожарная, дорожная, строительная, емкостно-наличная техника и техника с кранами-манипуляторами на шасси "КамАЗ".

"Проект ПАО "КамАЗ" по производству техники и компонентов для транспортных средств марки входит в Программу промышленной кооперации России и Казахстана, подписанную в этом году в Москве министром индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Романом Скляром и министром промышленности и торговли России Денисом Мантуровым. Предполагается, что продукция, производимая на заводах в Казахстане, будет экспортоориентированной и поступит в глобальную мировую цепочку, охватывающую страны СНГ, а также концерн Daimler AG (Mercedes-Benz), который стал акционером "КамАЗ" в 2018 году", – комментирует торговый представитель Российской Федерации в Республике Казахстан Максим Кочетков.

Made in Russia: как российский грузовик завоевал рынок Казахстана

Торгпредство осуществляет контроль этапов программы, взаимодействие с участниками проекта.

"Совместная работа России и Казахстана в машиностроительной отрасли является ключевой точкой роста в промышленной кооперации двух стран" – подчеркнул Кочетков.

Заводы должны начать работу в первой половине 2022 года. В настоящее время в индустриальной зоне совместному предприятию выделен участок, площадью в 31 гектар. Началось проектирование литейного завода, идут переговоры с компанией, которая берется проектировать завод по производству редукторов. Строительство планируют вести в следующем году, 2021-й отводят на приобретение и поставку оборудования. Определен объем инвестиций в проект.

Материал опубликован на коммерческой основе.