В преданиях тюркских народов особое место занимает Коркыт ата, которого называют композитором и покровителем шаманов. Предполагается, что был он выходцем из сырдарьинских степей и жил в VIII-IX веках. На Сырдарье, в Кармакшинском районе Кызылординской области находится вероятное место захоронения Коркыта.
На своей верблюдице Жел Майя Коркыт обошел всю Землю, но нигде не мог скрыться от уготовленной ему могилы. И только музыка могла остановить время и даже саму смерть.
До наших дней дошло порядка двадцати произведений Коркыт ата, нотами записаны около 12 кюев, некоторые имеют несколько вариантов исполнения. У каждого из них своя особенная история создания. Наиболее известны среди них "Тенгри кюй", "Коркыт кюй", "Елим-ай, халкым-ай" (Мой народ), "Елмен коштасу"(Прощание с родиной).
Чьи желания исполнит Кыдыр ата – легенды казахов
Одно из последних произведений получило название "Башпай", что в переводе означает большой палец ноги. Этот кюй Коркыт ата, расстроившись, создал после того, как случайно задел после трапезы сестру пальцем ноги. Эта история свидетельствует о том, как трепетно относились к девушкам в степи.
Творческое наследие Коркыта хранили и передавали шаманы-баксы, которые были целителями и музыкантами. Они видели в Коркыт ата своего покровителя, и редкий ритуал обходился без его произведений.
Казахстанские артисты, прославившие домбру на весь мир
На месте захоронения Коркыта примерно в X-XI веках был воздвигнут мавзолей "Коркыт Тубе" (Поющие трубы). Со временем он разрушился. Позже, в 1980 году, в Кармакчинском районе появился архитектурный памятник в форме кобыза, который издает звуки при дуновении ветра.