НУР-СУЛТАН, 4 авг — Sputnik, Айгюзель Кадир. Вдали от беспокойных пассажиров с баулами и набитыми чемоданами, которые ускоряют свой шаг, едва увидев приближающийся состав, стоит сортировочная горка. Там вот уже двадцать три года работает Асылбек Ильдебаев – составитель поездов станции Нур-Султан, филиала "Қазақстан Темір Жолы" (Казахстанские железные дороги).
В его задачи входит прицепка и отцепка вагонов, руководство маневров локомотива при изменении состава поезда, обеспечение безопасности движения и сохранности состава.
Корреспондентам Sputnik Казахстан Асылбек Ильдебаев рассказал, каково всю жизнь слышать грохот и лязг поездов, что помогло ему однажды предотвратить аварию на путях и почему он после стольких лет все еще любит свою профессию.
Станция "Спутник" – путь железнодорожника
1981 год. Павлодарская область. По настоянию своего зятя 21-летний Асылбек Ильдебаев решился освоить новое дело и пришел в железнодорожную отрасль. Сначала он работал учеником старшего кондуктора Павлодарского отделения Целинной железной дороги.
Спустя время он пришел на место помощника составителя поездов станции Ермак Грузовой, а также трудился старшим кондуктором грузовых поездов станции Спутник.
"Покойный зять сказал мне: "Понравится – останешься. Что ты будешь делать в ауле, лучше посмотришь железную дорогу". А я молодой, зеленый. Работа мне понравилась. Первый месяц были практические занятия, потом сдавал экзамен. Все, как положено. В 1987 году был небольшой перерыв, я уехал в аул. Работы не было, я в январе 96-го подал заявку в Акмолу (ныне Нур-Султан – Sputnik). И вот уже с тех пор прошло 23 года, тружусь составителем поездов…", - поделился 59-летний Асылбек Ильдебаев.
Детский туристический поезд проедет по Казахстану
На ногах железнодорожник с девяти часов утра до девяти часов вечера. После отработки полагается два дня отдыха. Но иногда приходится выходить через сутки, если на "горке" не хватает людей. Такое бывает в период летних отпусков.
Чем именно занимается составитель поездов
От Асылбека Ильдебаева и его коллег зависит полноценная работа станции. Первым делом он получает задание от маневрового диспетчера. У составителя поездов уходит всего несколько секунд на отцепку вагонов специальной вилкой на сортировочной горке. Они распускаются по разным путям-направлениям, список которых рабочий всегда держит при себе.
Как пассажирке поезда спасли жизнь - удивительная история
При изменении состава поезда Асылбек Ильдебаев руководит маневровой бригадой, в которую входит машинист локомотива и дежурные стрелочных постов. Когда вагоны движутся вперед, составитель поездов поднимается на подножку и становится "глазами машиниста". Он сообщает о расстоянии между вагонами, дает команду остановиться, а после проверки сцепного устройства говорит, что можно подъехать к вагону.
"Помни! Тебя ждут дома". Эту табличку железнодорожник видит каждый день на протяжении многих лет. Обладатель профессии особого риска признается, что у составителей поездов должны быть крепкие нервы. Оказываться в межвагонном пространстве, подавать сигнал машинисту для движения, не убедившись в правильности приготовленного маршрута, спрыгивать с вагона при движении запрещено. Все это чревато трагичными последствиями.
"Не скажу, что физически очень сложно. Но непросто. Нужно быть внимательным, смотреть по сторонам. Мы занимается этим в любую погоду – в мороз, в ливень. Поезда все едут и едут… Работу нашу тщательно проверяют. Спать на рабочем месте нельзя. Сейчас нас двое – я и мой напарник. Вот я должен следить за ним и приглядывать, нет ли течи груза. Если есть неполадки, то сообщаю маневровому диспетчеру", - отметил Ильдебаев.
Новый год на работе – традиции железнодорожников
Как составитель поезда предотвратил аварию
Реагировать на экстренную ситуацию составитель поездов должен в считанные секунды. Одиннадцать лет назад Асылбек Ильдебаев смог предотвратить аварию на путях, но о подробностях этой истории он говорит неохотно.
"Да ничего особенного. Просто работа. Я стоял на подножке вагона. Увидел, что один вагон отцепился от состава, а там же уклон. Он начал скатываться. Я остановил. Вот и все. А так в принципе там бы автоматические тормоза сработали бы…", - скромно отвечает железнодорожник.
За смену составитель поездов может расформировать и закрепить состав из 15-20 грузовых вагонов. Со слов собеседника, сейчас аврала, как в прежние годы нет. Он помнит, как раньше приходилось заниматься 40-50 вагонами и работать в режиме нон-стоп.
"В советское время составитель поездов, у которого стаж работы 12,5 лет, мог отправиться на пенсию в 55 лет. Сейчас мы отправляемся на заслуженный отдых в 63 года. За годы работы особо ничего не поменялось", - добавил он.
В зависимости от объема выполненной работы составители поездов, со слов Ильдебаева, зарабатывают порядка 170-180 тысяч тенге (440-466 долларов). Всего на "горке" трудятся восемь сотрудников, отвечающих за формирование и расформирование поездов, иногда их могут направить в другие районы на подмогу.
"Да, у меня стаж самый большой. Но тут молодых нет. Все проработали как минимум десять лет. Мне моя работа нравится. Работаешь посменно, зарплату платят вовремя, в отпуск выходишь вовремя, дают путевки. Я сына приводил на работу, но ему не понравилось. Год-полтора пробыл, а потом ушел. Молодые, сами знаете…", - произнес составитель поездов.
Почетный железнодорожник
Отец двоих сыновей и дедушка четырех внуков в этому году собирается отпраздновать профессиональный праздник по-особому, ведь составитель поездов удостоился знака "Почетный железнодорожник".
"Я благодарен, что мой труд оценили. Говорил, что мне ничего не надо. Я не ждал, честно говоря. Позовем домой гостей, приготовим мясо. Конечно, семья гордится мной. Что буду делать на пенсии? Посмотрим. Может, буду скучать, может, нет…", - сказал он.
Но пока представить свою жизнь без стука колес под ритм сердца составитель поездов не может. Низкий гул тепловоза встречает его на работе и провожает домой, как верный друг.
"Гудят, гудят… Но мы привыкли. Влияет на слух, да, каждый год проходим медкомиссию. Ничего, нормально! Жить не мешает. Жить-то надо, работать надо…", - добавил он.
Ту-туууу! Рассекая городской воздух, несутся на всех парах, мчатся массивные поезда. Стучат колеса и содрогаются стальные рельсы… А на сортировочную горку локомотив вновь заталкивает вагоны, и составитель поездов спешит расцепить их…