НУР-СУЛТАН, 18 июл — Sputnik, Жания Уранкаева. С момента внедрения дифференцированного тарифа в общественном транспорте Нур-Султана прошел год. Как и любое новшество, безналичный расчет в городских автобусах изначально был воспринят астанчанами неоднозначно. Что изменилось в сфере пассажирских перевозок в столице и как дифференцированный тариф повлиял на работу автопарков, рассказывает Sputnik Казахстан.
Как проходило внедрение дифтарифа в автобусах Нур-Султана
В прошлом году 21 июля столичные власти ввели дифференцированную оплату за проезд в общественном транспорте. Стоимость одной поездки за наличные выросла вдвое и составила 180 тенге. При безналичной оплате стоимость поездки не изменилась и осталась в размере 90 тенге.
Безналичный расчет в общественном транспорте введут в Петропавловске
Расплатиться за проезд можно с помощью транспортной карты, SMS, QR-кода и мобильного приложения.
Главной целью внедрения дифференцированного тарифа была прозрачность финансовых потоков автобусных парков и вывод денег из теневого оборота.
Бесплатная пересадка в автобусах остается – комментарий Астана LRT
В ответе на официальный запрос Sputnik Казахстан в Astana LRT предоставили следующие данные:
В мае прошлого года автопарки заработали один миллиард 47 миллионов тенге (2,7 миллиона долларов при курсе 383 тенге за один доллар).
Доход за май нынешнего года составил один миллиард 529 миллионов тенге (3,9 миллиона долларов).
Почему с транспортных карт в Нур-Султане пропадают бесплатные поездки
При этом количество пассажиров, которые расплачиваются наличными, сократилось с 75% до 7%.
В результате доходы автопарков с июля 2018-го по июль нынешнего года выросла на 40%.
Каких результатов удалось достичь спустя год
- за первый месяц внедрения дифференцированного тарифа 83% пассажиров стали использовать безналичный расчет;
- к концу 2018 года этот показатель вырос до 90%;
- по состоянию на июль текущего года 95% пассажиров используют безналичный расчет;
- с момента ввода электронной оплаты проезда продано порядка 1,5 миллиона транспортных карт;
- ежедневно услугами общественного транспорта пользуются порядка 500 тысяч человек;
- в день горожане проводят до 700 тысяч транзакций;
- транспортная компания получила достоверные данные о количестве пассажиров и наиболее востребованных маршрутах;
- акимат на основе полученных данных сумел рассчитать точную сумму субсидий для общественного транспорта.
Схемы движения 16 маршрутов изменятся в Нур-Султане
На что чаще всего жалуются астанчане
Наряду с ростом пассажиропотока и прибыли автопарков, не прекращается поток жалоб со стороны горожан. Чаще всего жители жалуются на несоблюдение водителями интервала автобусов, пропуск остановок, изменение схемы движения автобусов.
Бывший и нынешний акимы Алматы протестировали новый электроавтобус
Также часто не совпадает фактическое время прибытия автобусов с тем, что отражается на электронном табло. Нередки случаи некорректного поведения экипажа автобусов и нарушение правил дорожного движения.
Новую систему оплаты могут ввести в автобусах столицы
По самой электронной системе оплаты также остаются вопросы. Сеть аппаратов по моментальному пополнению карт пока не столь обширна, а через электронные системы оплаты деньги зачисляются в течение суток. Также отсутствуют возможности моментального отслеживания расхода средств с карты.
Подобные жалобы нередко можно встретить на официальных страницах Astana LRT и популярных группах в соцсетях. Корреспонденты Sputnik Казахстан провели свой опрос среди жителей города, которые считают, что наведен порядок в сфере общественного транспорта, но образцовым назвать сервис в автобусах пока нельзя.
Какое количество горожан используют транспорт по льготам
В столице по состоянию на первое июля нынешнего года правом бесплатного проезда обладают свыше 132 тысяч человек.
Когда астанчане получат доступ к детализации поездок в автобусах
Льготные транспортные карты получили и регулярно используют более 115 тысяч горожан.
Решением городского маслихата от оплаты освобождаются шесть категорий граждан:
- участники и инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним;
- пенсионеры по возрасту и выслуге лет, а также получатели государственных социальных пособий по возрасту и по случаю потери кормильца, достигшие пенсионного возраста;
- многодетные матери;
- многодетные семьи;
- инвалиды;
- дети-инвалиды до восемнадцати лет, в том числе один из родителей или законных представителей ребенка-инвалида.
Эти граждане могут бесплатно передвигаться на городских и экспресс-маршрутах столицы. На пригородных маршрутах льгота не действует.
Алматинец на самокате подрался с водителем автобуса и угодил под джип - видео
Также депутаты маслихата выступили с инициативой позволить лицам, сопровождающим инвалидов первой группы, а также жертвам политических репрессий из числа участников декабрьских событий 1986 года, бесплатно использовать общественный транспорт. Однако решения по этому предложению пока нет.
Отмена бесплатной пересадки, увеличение стоимости проезда
Периодически в Сети всплывает информация о возможном повышении стоимости проезда в автобусах, отмене бесплатной пересадки при безналичной оплате, а также сокращении времени работы общественного транспорта. В Astana LRT подчеркивают - эта информация не соответствует действительности.
Иномарка и маршрутный автобус столкнулись в Алматы
Месяц назад столичные автопарки обратились к властям с просьбой отменить бесплатные пересадки, так как они несут миллионные убытки. В Astana LRT отметили, что официального решения по отмене бесплатной пересадки не было, при этом перевозчики имеют право предлагать и выносить вопрос о пересмотре тарифных планов.
Названа причина резонансного ДТП с тремя автобусами в Нур-Султане
"Сокращение времени работы общественного транспорта не планируется, информация о сокращении времени работы недействительна", – отмечают в транспортной компании.
В основном автобусы ездят до 22.30-23.00, а маршрут №10, следующий от железнодорожного вокзала "Нурлы жол" до международного аэропорта "Нурсултан Назарбаев", курсирует до 00.38.
В Нур-Султане работают восемь автобусных парков, один из которых государственный, семь – частных. По всей городской сети маршрутов работают 1125 автобусов.
В пятерку популярных маршрутов входят автобусы № 10, 9, 51, 46 и 28.
Что еще предстоит улучшить в общественном транспорте столицы
В планах Astana LRT заменить устаревшие автобусы, модернизировать маршрутную сеть, исходя из спроса пассажиров, а также повысить уровень обслуживания горожан.
Автобус с туристами перевернулся по дороге на Алаколь
Жители Нур-Султана рекомендуют транспортной компании улучшить систему трекинга (отслеживание автобусов через GPS-навигатор), увеличить количество автобусов на востребованных маршрутах, особенно в час пик, и набирать дисциплинированных водителей автобусов.
Этот материал на казахском языке можно прочитать здесь.