Последний казах на Земле, или Как сказка "Ер Тостик" превратилась в хоррор

Алматинский театр ARTиШОК показал последнюю премьеру уходящего театрального сезона – камерную оперу "Ер Тостик". Это спектакль, который был приглашен на театральный фестиваль в Южно-Сахалинск еще до того, как был готов, и в начале недели показан на самом большом российском острове на фестивале "Сахалинская рампа"
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В сезоне 2018/19 ARTиШОК держится на трех китах: "Дон Кихот", "Гамлет", "Ер Тостик". И если первые два режиссер Галина Пьянова характеризовала как антигеройские, то в образе батыра Ер Тостика, персонажа самой популярной казахской сказки, она пообещала показать настоящего героя (если даже не супергероя).

Казахстанский театр: живет или выживает

Но прежде чем говорить о персонажах, стоит рассказать о музыке и формате оперы для драматического театра в целом.

Камерная опера для драматического театра – это совсем не то, что вы себе представляете при слове "опера". Здесь нет симфонического оркестра, хора и голосов в стиле бельканто. В "Ер-Тостике" вместо оркестра – четыре музыканта ансамбля современной музыки "Игеру", за вокальные партии отвечают артисты ARTиШОКа и театральной команды Laboratory 316, у каждого из которых всего по одной ноте.

Инструментами служат, помимо традиционных, сделанные специально для спектакля: персонажи играют на казанах, коробах, стременах и подковах.

Последний казах на Земле, или Как сказка "Ер Тостик" превратилась в хоррор

Музыкальную партитуру к спектаклю писал российский композитор Александр Маноцков. Постановочное трио, куда помимо него вошли режиссер ARTиШОКа Галина Пьянова и художник Антон Болкунов, в этом же составе работало в новосибирском "Старом доме" над спектаклем "Снегурочка", получившем два года назад премию "Золотая маска" в номинации "Эксперимент".

Разъяв русский миф о Снегурочке, Маноцков, Пьянова и Болкунов приступили к мифу казахскому. Оставив без изменений сюжетную линию, создатели оперы "Ер Тостик" перенесли действие во вторую половину XXI века и привнесли в историю атмосферу вестерна.

Тетр ARTиШОК: почему эксперименты шокируют зрителей

Вестерн, впрочем, весьма условен. Здесь есть Шериф и Ковбои, но вместо Дикого Запада – не менее дикая Великая Степь. Художник спектакля рисует припыленную картину постапокалипсиса, где правит Бекторы – не та красавица и дочь пери, что в оригинальном тексте сказки, а страшная кровососущая старуха, физическое воплощение джута и вообще любого бедствия.

Последний казах на Земле, или Как сказка "Ер Тостик" превратилась в хоррор

Ер Тостик в начале совсем не выглядит героем. Чингиз Капин создает образ, в котором портретно угадывается не то Ильяс Жансугуров, не то Мустафа Шокай из одноименного фильма Сатыбалды Нарымбетова – казахский интеллигент с кротким взглядом в узнаваемых круглых очках.

Очки здесь важный атрибут – как только герой роняет их на авансцену, с ним случается перевоплощение, и тогда становится понятно: вот какого героя имела в виду режиссер Галина Пьянова. Сталкиваясь с трудностями на своем пути и преодолевая их, Ер Тостик получает в награду способность видеть – и этот его новый взгляд прожигает насквозь.

Последний казах на Земле, или Как сказка "Ер Тостик" превратилась в хоррор

Сложно сказать, кто антагонист в этой истории. Разумеется, в первую очередь обстоятельства – как в любой классической драме. Но в них врастает фигура Бекторы: она часть этой Великой Степи, она ее хроническая болезнь. У Бекторы (ее играет Виктория Мухамеджанова) совсем не много сценического времени, но энергетически именно она формирует вселенную спектакля.

Зефирный Жора выходит на сцену – новая постановка для детей театра ARTиШОК

И не просто так Бекторы развязывает всю историю в предпоследней сцене "Ер Тостика". Здесь уместна цитата из либретто: "Бекторы, воспользовавшись отсутствием Ер Тостика, подло убивает последних казахов на Земле".

Последний казах на Земле, или Как сказка "Ер Тостик" превратилась в хоррор

Начиная работу над спектаклем, его создатели объявили, что "Ер Тостик" станет их ответом на вопросы текущего времени, манифестом относительно складывающейся ситуации в стране. В этом смысле финал спектакля (я не буду раскрывать его для тех, кто собирается на "Ер Тостика" в будущем сезоне) вряд ли многим придется по вкусу: он точно не прибавит оптимизма. Но, к сожалению, его действительно можно считать адекватным заданному вопросу: как нам выживать в нашей Великой Степи.

Казахстанцы собрали два миллиона на строительство сцены ARTиШОКа

Опера "Ер Тостик" - это мощный концентрат разнообразных творческих энергий. Здесь не иначе как удачным стечением обстоятельств удалось собрать всех и все: и ARTиШОК, и композитора Александра Маноцкова, и ансамбль "Игеру", и Laboratory 316, и драматурга Александра Диденко, и фолклориста Кайрата Жанабаева. В итоге получилось впечатляюще и – да, сложно. Настолько, что не все, кто пришел на премьеру, смог высидеть спектакль (а длится он всего 80 минут) до конца.

Но в "Ер-Тостика" (между прочим, как и в артишоковских "Гамлета" и "Дон Кихота") вы смотрите как в бездну. А бездна начинает всматриваться в вас.

И страшно не оттого, что это эстетика, близкая к хоррору. А оттого, что это жизнь.