Проявили предприимчивость: смягчен приговор чиновницам за махинации с жильем

Сотрудницы акимата Петропавловска убеждали владельцев ветхого жилья продать им недвижимость по низкой цене, уверяя, что власти города не будут платить компенсацию при сносе
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ПЕТРОПАВЛОВСК, 30 мая — Sputnik, Елена Бережная. Северо-Казахстанский областной суд значительно сократил сроки заключения сотрудницам городского акимата и их мужьям, осужденным за многомиллионные махинации с жильем, подлежащим сносу, и квартирами из государственного фонда, получаемыми взамен него, передает корреспондент Sputnik Казахстан.

Не чиновники, а мошенники

Напомним, Петропавловским городским судом в октябре 2018 года было рассмотрено уголовное дело в отношении Омирсеитовой Б. Ж., Омирсеитова К. К., Есетовой Ж. В., Сагди М. Б., которые подозревались в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 части 4 статьи 190 УК РК (Мошенничество).

Многодетные семьи оперативно получают жилье в Казахстане
Согласно материалам уголовного дела, исполнявшая обязанности руководителя городского отдела ЖКХ Балдырган Омирсеитова решила воспользоваться ситуацией с массовым сносом частных домов в строящемся микрорайоне "Жас Оркен" для личного обогащения. Вместе с инспектором сектора правовой работы и госзакупок отдела ЖКХ Жанар Есетовой она входила в доверие к владельцам домов, подлежащих сносу и убеждала их продать им недвижимость. Примечательно, что в преступной группе были задействованы две семейные пары, своим супругам помогали мужья – Коблан Омирсеитов и Медет Сагди.

"Указанные лица неоднократно приобретали право на чужую собственность, путем обмана входили в доверие граждан и незаконно оформляли на своих доверенных лиц частные дома и земельные участки, подлежащие к принудительному изъятию для государственных нужд. После чего взамен сносимых строений получали благоустроенные квартиры либо денежную компенсацию", - говорится в материалах дела.

Чаще всего владельцы сносимых домов вводились в заблуждение: подсудимые убеждали их, что у акимата денег на компенсацию или новое жилье нет. А потом появлялись покупатели, желающие купить их частные дома за бесценок.

Кроме того, подсудимые привлекали в качестве формальных покупателей своих знакомых и родных, которые не были посвящены в их преступную деятельность, убеждали их приобрести доли в сносимых домовладениях для получения двух и более квартир в обмен на изымаемое недвижимое имущество.

Арендное жилье и встречи с населением: Токаев дал поручения акимам регионов
"На основании постановления акимата города Петропавловска данным формальным покупателям предоставлялись несколько благоустроенных квартир с учетом долей. В последующем в целях преступной осторожности и извлечения преступной наживы приобретенные формальными покупателями квартиры продавались добросовестным покупателям", - следует из дела.

Своими преступными действиями подсудимые причинили особо крупный ущерб государству в размере более 213 миллионов тенге.

12 октября 2018 года Петропавловский городской суд признал Балдырган Омирсеитову виновной в хищении госимущества путем мошенничества и приговорил к восьми годам лишения свободы с пожизненным лишением права занимать государственные должности, а ее мужа – к шести с половиной годам заключения. Жанар Есетова и Медет Сагди получили по шесть лет и восемь месяцев лишения свободы. К тому же все трое были лишены права занимать должности, связанные с осуществлением государственных функций сроком на три года каждый.

Кроме того, по исковому требованию акимата Петропавловска с осужденных в солидарном порядке была взыскана сумма причиненного государству ущерба – 213 миллионов 774 тысячи 146 тенге

"Не мошенники, а предприниматели"?

Между тем вину свою в предъявленном обвинении никто из осужденных не признал. Они настаивали на том, что закона не нарушали, государству ущерба не причиняли, а просто проявили предприимчивость. Тем более что никто из хозяев снесенных домов на улице не остался, и продавали они свои жилища совершенно добровольно, поэтому, по их мнению, это сугубо гражданское дело, которое может быть разрешено в гражданско-правовом порядке.

Сколько будет стоить жилье для многодетных в Казахстане
И вот апелляционная жалоба осужденных была рассмотрена судебной коллегией по уголовным делам Северо-Казахстанского областного суда, которая удовлетворила ее частично.

Приговор Петропавловского городского суда от 12 октября 2018 года в отношении осужденных Омирсеитовой Балдырган Жаксылыковны и Омирсеитова Коблана Кунанбаевича отменен в части признания Омирсеитовой Б. Ж. виновной в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного пунктами б, г, части 3 статьи 177 УК РК (в редакции 1997 года) по эпизоду хищения чужого имущества с использованием недвижимости по адресу: г. Петропавловск, ул. Позолотина, 41-1, с потерпевшей Гринь С. Г.; в части признания Омирсеитовой Б.Ж., Омирсеитова К. К. виновными в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 части 4 статьи 190 УК РК, по эпизоду хищения чужого имущества с использованием недвижимости по адресу: г.Петропавловск, ул.Таштитова, 39 (собственник Минкина); в части признания Омирсеитовой Б.Ж. и Омирсеитова К.К. виновными в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 218 УК РК", – говорится в постановлении коллегии по уголовным делам.

Байбек раскритиковал качество строительства по программе "Ветхое жилье"
В ходе рассмотрения уголовного дела жительницы Петропавловска Гринь и Минкина, которые фигурировали в обвинительном заключении как потерпевшие и активно выступали в суде первой инстанции, в областном суде заявили, что никаких претензий к подсудимым не имеют. В результате "по данным эпизодам они признаны невиновными и оправданы за отсутствием в их деяниях состава уголовных правонарушений".

В результате оправдания подсудимых по нескольким эпизодам преступной деятельности, а также второстепенной роли мужей чиновниц в мошеннической схеме, наличия малолетних детей и только первой судимости, уголовная коллегия посчитала возможным значительно сократить срок их пребывания за решеткой. Срок Коблану Омирсеитову и Медету Сагди был снижен до пяти лет лишения свободы, а Балдырган Омирсеитовой и Жанар Есетовой - до шести лет.

Дополнительное наказание в виде лишения осужденных права занимать должности на государственной службе коллегия посчитала обоснованным.

Но главное – был отменен приговор в части взыскания с осужденных суммы в 213 миллионов тенге "в связи с предъявлением иска лицом, не имеющим полномочий на его предъявление". Снижен был и размер взысканных с осужденных сумм процессуальных издержек.