НУР-СУЛТАН, 2 мая — Sputnik, Ксения Воронина. Четвертая из самых крупных российских авиакомпаний Utair переживает кризис. Группа Utair заявила о риске прекращения непрерывной деятельности из-за долгов и убытков.
Масштаб географии полетов компании - более 150 внутренних и международных направлений, включая страны ближнего зарубежья и Балтии. В настоящее время на сайте Utair можно приобрести билеты на внутренние рейсы, среди которых Краснодар, Минеральные воды, Москва, Омск, Санкт-Петербург, Сочи, Сургут и Тюмень.
Как прошла презентация первого казахстанского лоукостера - фото
Эксперты в области авиации и экономики оценили ситуацию в авиакомпании и потенциальные риски попадания в похожую ситуацию для других авиаперевозчиков. Мнения специалистов собрал Sputnik Казахстан.
Что случилось с Utair?
Группа UTair – один из крупнейших в России авиахолдингов – выполняет пассажирские и грузовые авиарейсы внутри страны и за рубежом, занимается техническим обслуживанием самолетов и вертолетов и подготовкой персонала.
Слухи о прекращении работы авиакомпании появились после публикации отчета за прошлый год, согласно которому чистый убыток группы в 2018 году составил почти 22 миллиарда рублей (около $340 миллионов).
Два инцидента произошли в аэропорту Костаная с самолетами Air Astana
В своем заключении аудитор указывает, что краткосрочные обязательства компании превышают ее оборотные активы почти на 75 миллиардов рублей.
В феврале 2019 года стало известно, что синдикат банков-кредиторов Utair не намерен применять жесткие меры: забирать залоги и взыскивать долги с перевозчика.
Как отразится кризис в Utair на казахстанских пассажирах
Как сообщили Sputnik Казахстан в комитете гражданской авиации, Utair не совершает регулярные рейсы в Казахстан. Однако у авиакомпании есть партнеры по код-шеринговому и интерлайн-соглашению, среди которых казахстанский авиаперевозчик SCAT. Эта договоренность позволяет авиакомпании оформлять авиабилеты на рейсы другой компании, которая в свою очередь обязана признавать и принимать такие авиабилеты.
Пилотов проверяют на наркотики и алкоголь: что показали результаты тестов
"Мы продолжаем сотрудничество с Utair по интерлайн-соглашению. Данный вид соглашения между авиакомпаниями дает право на оформление авиабилетов на бланке одного из перевозчиков. То есть в одном билете оформляются две разные перевозки двух разных авиакомпаний. К примеру, пассажир летит по маршруту Шымкент - Москва - Санкт-Петербург. Разные участки выполняются разными авиакомпаниями, но вписываются на одном бланке. Комбинирование тарифной структуры позволяет пассажирам снизить стоимость перелета", - рассказала руководитель отдела по связям с общественностью авиакомпании SCAT Виктория Старожилова.
Ручная кладь: что можно и нельзя проносить на борт
По словам представителя казахстанской авиакомпании, никаких проблем с исполнением обязательств по перевозке пассажиров со стороны российской Utair не возникало.
Мнение экспертов: Utair продолжит летать
Российские эксперты настроены оптимистично. В поддержку Utair высказался вице-президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Александр Виндермут.
"Компания нормально работает. Что касается процесса реструктуризации долга перед кредиторами, то это не новость, это продолжается около года. В своем заключении аудитор говорит не о прекращении деятельности, а о рисках. Их все оценивают. Utair уже дала опровержение информации о возможной приостановке полетов и указала, что аудитора, анализировавшего отчетность авиаперевозчика, неправильно поняли", - пояснил Виндермут.
Как будут субсидировать авиарейс Нур-Султан - Токио
По мнению главного редактора журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексея Синицкого, Utair находится в тяжелом положении, но при этом нет ни одной стороны, заинтересованной в ее уходе с рынка.
"Приостановка полетов невыгодна ни подавляющему большинству кредиторов компании, ни другим игрокам авиарынка, ни государству. У авиаперевозчика нет никаких других активов для покрытия долга, кроме его полетного бизнеса, и продление деятельности Utair является единственным шансом для кредиторов на погашение задолженности. Кроме того, Utair с ее расширенной сетью региональных маршрутов выполняет большое количество перевозок в тех регионах, где ее некем заменить", - указал Синицкий.
Эксперт добавил, что рынок российской гражданской авиации в целом переживает не лучший момент. По разным оценкам, по итогам 2018 года убыток отрасли составил от 50 до 100 миллиардов рублей, или 768 миллионов – 1,5 миллиарда долларов.
"Основная причина нестабильной ситуации на рынке авиаперевозок - стоимость топлива для игроков, растущая темпом 30% в год. При этом компенсировать рост расходов на топливо повышением цен на билеты для пассажиров авиаперевозчики не могут – просто некуда", - добавил Синицкий в беседе со Sputnik.
Что будет, если Utair уйдет с рынка
Ранее президент группы Utair Павел Пермяков опроверг слухи о прекращении работы компании и заявил, что все полеты будут совершаться по расписанию. В 2019 году Utair меняет график платежей по долгам, чтобы вернуться к положительным финансовым результатам.
Аэропорт Алматы не выдержал потока чемоданов из Туркменистана
Корреспондент Sputnik обратился к эксперту-аналитику АО "Финам" Алексею Калачеву с вопросом о том, как отразился бы уход авиакомпании с рынка.
"В случае ухода Utair с рынка отрасль ждет еще большая консолидация, а направления и маршруты группы поделят между собой другие игроки. В целом же ситуация с Utair является ярким отражением состояния дел в отрасли", - считает аналитик.
Калачев пояснил, что авиакомпании до 2014 года активно расширяли парк самолетов в расчете на рост рынка авиаперевозок. Однако расчеты на рост рынка не оправдались. Падение курса рубля привело к росту долговой нагрузки, а высокая конкуренция не позволяет повысить цены на билеты. Низкие темпы роста доходов населения сдерживают рост пассажиропотока и еще более сужают возможности по повышению тарифов на перевозки.
Женщина забыла в аэропорту ребенка
"Последним ударом для отрасли стал значительный рост стоимости авиатоплива и тарифов на обслуживание в аэропортах. Рост издержек при невозможности в сопоставимых темпах наращивать выручку мог создать непреодолимые проблемы для Utair. Очевидно, что без государственной поддержки – хотя бы в лице подконтрольных государству банков-кредиторов – авиакомпании не выпутаться из финансовых проблем", – говорит эксперт.
По мнению аналитика, для урегулирования проблем Utair необходимо решение на высоком уровне, в том числе и для реструктуризации обязательств компании перед финансовыми институтами.
Qazaq Air начнет летать за границу
"Уход такой компании с рынка авиаперевозок, конечно, не останется незамеченным. Все-таки Utair входит в первую пятерку российских авиакомпаний по перевозкам пассажиров с долей 6,6% и пассажирообороту с долей 4,0%, а также в десятку по авиационным грузоперевозкам. Здесь, правда, доля рынка гораздо меньше – 2,1% по объему перевозок грузов и почты и 0,6% по грузообороту", - заключил он.