Универсальный язык народного танца понятен всем, но отражает самобытность

Традиционные движения народных танцев являются "генетическим кодом" традиций и культуры любого этноса
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В День единства народа Казахстана колумнист Sputnik Таджикистан Шер Алиев рассказывает о народном танце как о "вертикальном выражении богатства древней культуры". 

Задолго до того, как на Земле появились первые поэты, человечество научилось выражать свои чувства в танце. Таковым можно условно назвать даже пляски пещерных людей вокруг убитого мамонта, и, судя по всему, некоторые современные стили танцев (тот же тверк, например) берут свое начало именно оттуда, считает он. 

Необычная роль танца

В Таджикистане люди танцевали всегда и с удовольствием. Староста нашей группы в ВУЗе был ярым фанатом греческой музы танцев Терпсихоры: только заслышав первые такты любой ритмичной мелодии, тут же бросался в пляс. Каюсь, однажды я использовал это его пристрастие в собственной выгоде.

Кто лучше всех исполняет народный танец в Казахстане

Меня и двух моих однокашников должны были "пропесочить" на общем собрании за крупный "залет". Докладчиком-обвинителем должен был выступить именно староста. Но стоило ему взобраться за трибуну, как в аудитории раздались зажигательные звуки хорезмского "лазги".

Казахский танец "Камажай" станцевали на Красной площади
Вообще-то это образец узбекского творчества, но наш Зокир был родом из Северного Таджикистана, там узбеки и таджики живут бок о бок. У бедного парня непроизвольно начали дергаться плечи, нижние конечности, получив соответствующий импульс, тоже стали двигаться в такт, лицо расплылось в широкой улыбке, и вот уже таджикский Махмуд Эсамбаев вылетел на сцену, раскидав во все стороны листы доклада с перечнем наших прегрешений.

Собрание, естественно, было сорвано, так как кворум в полном составе валялся от смеха под партами, санкций ни к нам, ни к танцору применять не стали. А я в очередной раз поблагодарил отца, привезшего мне из командировки в Японию компактный магнитофон Sanyo, ну и собственную смекалку.

Истоки народного танца

Первоисточником таджикского народного танца, как и всех остальных, является пантомима, в основе которой подражание животному миру. Достаточно перевести названия некоторых из них: "Шербози" (Танец льва), "Рубохбози" (Танец лисы), "Лак-лакбози" (Танец аиста) и т.д. Для передачи образов животных или птиц танцоры использовали маски, но самые виртуозные умудрялись копировать пластику движений фауны.

Интерактивный гид по театрам Казахстана

Отдельный пласт, появившийся чуть позже, - это ритуальные или обрядовые танцы. Они исполнялись в дни знаковых событий, как радостных, так и грустных. Поначалу, в качестве музыкального сопровождения, использовались ударные инструменты, затем, по ходу их появления, присоединились духовые и струнные.

Народный танец как часть быта и сражений

Нельзя не упомянуть и воинские пляски. Это танцы с саблями (Шамшербози), ножами (Кордбози), палками (Калтакбози), щитами и другими подобными орудиями нападения и защиты. Для них характерны высокие прыжки, резкие маховые движения, внезапные развороты и остановки в угрожающих позах. В наши дни данные образцы сценического искусства хорошо сохранились, в основном, в Горном Бадахшане.

Восстанавливать элементы казахского танца приходилось годами - замглавы "Астана Балет"

Есть у таджиков и танцы мирного характера, прославляющие созидательный труд. В них участники передают движения мастеров традиционных народных ремесел: "Гилем Вифт" (Тканье ковра), "Шибитз" (Размельчение шерсти), "Ангушти Ошпаз" (Танец повара) и так далее.

По формату таджикские делятся на две основные группы: круговые и некруговые. Первые отличаются соревновательным характером, когда два танцора выходят в круг и пытаются превзойти в искусстве соперника. Остальные "болеют" за своего, подбадривая его ритмичными хлопками ладоней и гортанными криками. Постепенно на арену выходят свежие пары, заменяя уставших танцоров.

Как танцуют в Таджикистане

Представители некругового формата появляются на сцене в одиночку, либо группой в несколько участников. Они синхронно передвигаются в строго определенных направлениях, через цепочку движений передавая эмоциональное наполнение сюжета.

Рисунок, пластики и ритмичность таджикских народных танцев различаются в зависимости от региона.

Фабрика талантов под названием "Шабыт": яркие кадры с закрытия фестиваля

Северу республики присущи плавность, неторопливость и мягкость. Юг и восток отличаются резкими, четко обрисованными па, ритмичными мелодиями. Фирменной фишкой этих регионов является "чарх" (кружение), чем-то напоминающий стиль турецких дервишей.

Есть деление на мужской и женский стили. Сильный пол задействует, в основном, плечевой пояс, руки и ноги. Прекрасная половина делает упор на изгибы тонкого стана, кокетливые движения шеи и рассыпаемые щедрыми гроздьями томные взгляды очей из-под полуприкрытых век.

Попавшие под "обстрел" мужчины, войдя в раж, могут в экстазе полоснуть себя ребром ладони по груди наискосок. Это значит, что он готов вырвать свое сердце и преподнести его коварной соблазнительнице в подарок.

Современный взгляд на традиции 

Современный таджикский танец впитал в себя многие европейские черты. Слияние это – заслуга знаменитых таджикских хореографов, таких как Гаффор Валаматзода, Зебо Аминзода и многие другие. Именно их стараниями национальное искусство танца вышло на международный уровень и снискало заслуженное признание во всем мире.

Вечера казахского балета впервые пройдут в Монако

Танец как спасение: вдохновляющая история алматинки
Самой известной таджикской танцовщицей, искусству которой аплодировали зрители полсотни стран на планете, была и остается великая Малика Каландарова. Ее танец "Шодиена" до сих пор считается эталоном, а с номером "Горянка Таджикистана" в постановке Каландаровой знаменитый ансамбль Игоря Моисеева объездил полсвета.

Самобытная лексика и пластика таджикского народного танца отличается богатством и разнообразием. Каждое движение в нем наполнено смыслом, имеет свое название и предназначение. Сюжеты танцев передают древнюю духовную культуру таджиков, отражают природные явления, сражения и созидание, любовь и героизм, грусть и радость. Счастье, что его удалось донести до наших дней, важная задача – сохранить это наследие для следующих поколений.