ШЫМКЕНТ, 17 апр — Sputnik. В Шымкенте завершилось судебное следствие в отношении Айжана Бакирова, некогда занимавшего пост начальника шымкентской колонии строгого режима ИЧ 167/3.
Он обвинялся в покровительстве подпольного бизнеса на азартных играх, устроенного в колонии криминальными элементами. Ему предъявлялся целый "букет" статей уголовного кодекса в редакции 1997 года, среди которых - соучастие в финансировании транснациональной преступной группировки, злоупотребление властью в интересах преступного сообщества, мошенничество с использованием служебного положения, превышение власти и халатность.
Однако в итоге многолетних разбирательств начальник колонии был оправдан за недоказанностью обвинений
Казино в колонии
Вообще дело Бакирова является своего рода заключительной серией многолетней эпопеи судебных разбирательств по делам, связанным с масштабной подпольной индустрией на азартных играх, некогда устроенной в колонии ИЧ 167/3.
Лидером преступной группы был Максат Кабылбаев. Его окружала команда заключенных из таких же "идейных" криминальных элементов. С их помощью Кабылбаев организовал бизнес на азартных играх. Профессиональные карточные игроки, шулеры и "фокусники", а также мастера шахмат, шашек и других интеллектуальных игр были привлечены к игре с крупными денежными ставками.
Умелым образом в игру вовлекались сидельцы, имеющие материально обеспеченных родственников на воле. Проигравшим ничего не оставалось, как просить родственников рассчитаться с игорными долгами, суммы которых достигали миллионов тенге.
Третья часть от выигрышей отправлялась банковскими переводами в Москву на специальный счет, который держал некий Георгий Сорокин, известный как вор в законе "Жора Ташкентский", "курирующий" Казахстан. Полученные на счет деньги шли в воровскую казну транснациональной преступной группировки.
Областной уголовный суд тогда еще Южно-Казахстанской области признал всех шестерых обвиняемых виновными, и добавил им к уже имеющимся срокам по 12-16 лет заключения.
Дело на полицейских
Тем временем органами нацбезопасности вовсю расследовалось продолжение этого дела. Только теперь обвиняемыми были служащие комитета уголовно-исполнительной системы – полицейские и сотрудники из администрации ИЧ 167/3, не без покровительства которых в колонии и процветал незаконный игорный бизнес.
На скамье подсудимых оказалось пятеро сотрудников ИЧ, в том числе полицейские-оперативники и сотрудники бухгалтерии.
Также было выявлено, что для нужд колонии через государственный тендер закупалась партия импортных телевизоров. Однако уже после проведения тендера, определения поставщика и расчета за товар поставщику кто-то позвонил от имени администрации колонии и отказался от телевизоров. При этом поставщику предлагалось взять себе существенный процент от сделки в качестве возмещения затрат. Но остальные деньги наличными надо было вернуть "представителям учреждения". Поставщик так и сделал, не желая ссориться с "солидными клиентами".
По сути, это была операция по незаконному обналичиванию денежных средств. Однако органы следствия так и не смогли точно установить, кто звонил поставщику, и кто забирал обналиченные деньги. Тем не менее, суд признал подсудимых виновными по этим и другим статьям, и также обеспечил им государственное содержание на длительный срок лишения свободы.
А что же начальник?
Но и на этом следствие по делу об игорном бизнесе в "31-й зоне" не исчерпалось. Уголовное дело было возбуждено и против непосредственного начальника колонии Айжана Бакирова. Стоит отметить, что следствие это тянулось с 2014 года, несколько раз закрывалось, но потом опять возобновлялось.
В конечном итоге, в 2018 году расследование вновь было продолжено, и с обвинительным актом материалы дела передали в суд. По версии следствия, все происходящие в колонии преступные комбинации проходили с молчаливого согласия и заинтересованного укрывательства со стороны начальника учреждения.
Председательствующий по делу судья специализированного межрайонного уголовного суда Шымкента Абинур Карабаев подробно прокомментировал результаты судебного следствия и сделанные выводы.
Бакиров обвинялся в злоупотреблении в интересах преступной группы: что с его покровительства криминальные элементы смогли наладить связь с транснациональным преступным сообществом в Москве и пересылать туда часть выигранных денег.
"Однако в ходе следствия еще в 2015 году были установлены точные даты – когда Кабылбаев и его команда вели переговоры по мобильным телефонам с абонентом из Москвы. Это происходило 10 июня 2014 года. Первый транш из Шымкента в воровскую казну в Москву также документально отслежен – он был сделан уже на следующий день после "переговоров". Однако Бакиров в это время в колонии уже не работал – он служил здесь с сентября 2012 года по март 2014", - сообщил судья Карабаев.
Также установлено, что Бакиров, будучи начальником колонии, не отвечал за сохранность боеприпасов, в то время как согласно приказу министра обороны эти обязанности целиком возлагались на военнослужащих, ответственных за материальное обеспечение.
Рассыпались и обвинения в мошенничестве, превышении власти и ряде других преступных эпизодов.
Тем не менее, Бакиров все же признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями. Однако по данному правонарушению, не являющемуся особо тяжким, срок давности исчисляется двумя годами. А так как Бакиров, по материалам дела, совершил злоупотребления в 2012-2014 годах, то срок давности уже истек. И хотя он был признан виновным, суд освободил его от уголовного наказания.
Прокурор обвинения ходатайствовал о назначении Бакирову наказания сроком 15 лет заключения. Поэтому прокуратура наверняка заявит об апелляционном пересмотре приговора и назначении более сурового наказания. Ну а пока Бакиров после оглашения приговора из суда отправился домой.