АЛМАТЫ, 10 апр — Sputnik, Александр Мироглов. Примерно шесть к одному в сравнении с оригиналом: именно так выглядит казахстанский певец Димаш Кудайберген, покоривший мир своим голосом и необычайным исполнением, подвешенный на стене в небольшой комнатке-хранилище алматинского кукольного театра.
Почему куклы такие "живые"
В последний раз в кукольный театр Алматы я ходил лет 30 назад: билеты на новогоднее представление выдали маме на работе в редакции газеты "Вечерняя Алма-Ата". Показывали не то "Снежную королеву", не то "Аленький цветочек".
Прошли десятилетия, но мало что изменилось. Кукольный театр Алматы и сегодня собирает полные залы. В репертуаре все то же: доброе, вечное – то, что учит подрастающее поколение человечности и любви к ближним.
Проникнуть в тайну того, почему даже в век неудержимого развития компьютерных технологий родители водят детей на кукольные представления, оказалось несложно: было достаточно позвонить в театр и попросить встретиться с мастером, который подарил миру десятки своих персонажей.
Рабочее место кукольного мастера оказалось довольно тесным. Небольшая комнатка два на пять метров, забитая под потолок, на первый взгляд, всяким хламом. Что называется, черт ногу сломит. Но Николай Проскурин легко находит здесь все: от иголки с ниткой до деревянной болванки, которая через несколько дней будет "смотреть" на мир добрыми кукольными глазами.
Наше появление в театре было ожидаемым и никак не повлияло на течение кукольной жизни. Именно сегодня Николай Проскурин "возвращал к жизни" лягушку. "Сломалась. Надо реставрировать", - говорит он.
Мое личное представление о том, что процесс проходит по принципу "тяп-ляп и готово", изменилось в секунды. Стоило только заглянуть лягушке в голову. Сложнейший механизм, благодаря которому кукла моргает, открывает рот, склоняет или поднимает голову, состоял из десятков пружин, шарниров, кусочков лески, шурупов и гаечек. При этом большая часть содержимого той самой головы была изготовлена из подручного материала, а не из заводских заготовок.
В ход у алматинского "папы Карло" идет все - газеты, картон, куски дерева.
Долгая дорога к совершенству
Главный кукольный театр города за свои 85 лет работы собрал внушительную кукольную армию - в его хранилищах насчитывается более трех тысяч сказочных персонажей.
Николай Проскурин поясняет, что делая кукол, которые уже завтра будут играть на сцене, он в первую очередь думает о том, как "оживить" персонаж.
"Художник мне дает эскиз. Я смотрю и определяю, возможно ли сделать механику. Берусь за все. Без проблем. Любой сложности. Сказать, сколько времени уходит на изготовление каждой куклы, нельзя. Все очень индивидуально. Смотря сколько механики, что конкретно нужно от персонажа", - говорит кукольный мастер Николай Проскурин.
Это сейчас он берется легко за изготовление куклы любой сложности. В начале пути все было гораздо сложнее. Ревностно относясь к тонкостям кукольного мастерства и оберегая сокровенные тайны, открывать их молодому мастеру его предшественник Олег Миртаиров не спешил. Хотя и процесс работы не скрывал. Именно так, внимательно наблюдая, Николай Проскурин и познал все тонкости ремесла.
Сейчас для Проскурина практически не существует невыполнимых задач. Во всяком случае, за все время работы в театре мастером кукол он еще не сталкивался с задачей, которую нельзя было бы решить и воплотить в жизнь. Одним из последних своих достижений он считает ростовых кукол, которые отработали на ЭКСПО-2017 в столице Казахстана. А еще – кукол, изготовленных для спектакля "Ромео и Джульетта". 12 персонажей Николай Проскурин изготовил всего за месяц.
"Очень люблю героев из сказок "Маленький принц", "Бременские музыканты", "Аленький цветочек", - говорит мастер кукольных дел.
Почему Димаш Кудайберген не играет в кукольном театре
Часть экспозиции кукол алматинского кукольного театра представляют герои не вымышленные, а вполне себе реальные.
К примеру, на стене среди сказочных персонажей можно увидеть Майкла Джексона. А рядом с ним, одетый в белый сюртук с золотым орнаментом, наш современник Димаш Кудайберген.
Рост знаменитого казахстанского певца в его кукольном исполнении не превышает 50-60 сантиметров. А вот движения певца на сцене кукла может повторить практически один в один.
Правда, на сцене театра кукол Димаш Кудайберген практически не появляется. По словам Николая Проскурина, он, все чаще "гастролирует" по частным мероприятиям, так как отдельного спектакля с его участием пока не существует.
В какой момент у куклы появляется душа
Для того, чтобы стать настоящим кукольным мастером, недостаточно просто уметь изготавливать механизмы и наружную оболочку. Как бы банально это не звучало, но у каждой куклы есть душа. Возможно, как об этом было сказано много лет назад, она появляется, когда кукла получает глаза. Но кукольный мастер Николай Проскурин считает, что это случается гораздо раньше. Разговаривать со своими будущими, еще "нерожденными" героями, он начинает с первой минуты, как берется за работу.
"Конечно, в процессе производства я разговариваю с куклами. Это важно. Рассказываю им, что делаю, как они будут выглядеть, почему это хорошо. Делаешь, потом смотришь, как двигается. Что-то не хватает – добавляешь", - рассказывает он.
При этом, в очередной раз подчеркивая, что создание механизмов для куклы – работа очень сложная, кропотливая, требует особой усидчивости и терпения, Николай отмечает, что главное в деле всей его жизни - любовь. В первую очередь, к детям. Ведь именно они являются главными и благодарными зрителями постановок с участием изготовленных им персонажей.
"По жизни я спокойный и добрый человек. Я люблю маленьких детей. Я люблю, кода дети радуются, когда им интересно. Они развиваются и многие вещи понимать начинают", - говорит Николай Проскурин.
Скрывать свое умение от последователей, тех, кто придет работать мастером по изготовлению кукол в театр после него, Николай не собирается. Но, конечно, при том условии, что увидит искорку в их глазах и почувствует неподдельное желание научиться всем хитростям и премудростям этого необычного дела, профессионалов которого, к сожалению, в Казахстане совсем немного.