Нурсултан Назарбаев еще раз подтвердил свой патриотизм и дальновидность. Президент подал в отставку ради сохранения стабильности и безопасности страны.
По китайскому пути?
На деле Елбасы (Лидер нации) из власти не уходит. Он сохраняет за собой посты председателя Совета безопасности республики, председателя партии "Нур Отан" и члена Конституционного совета.
Назарбаев и преемник: как проходила церемония передачи власти в Казахстане - фото
Именно китайскую схему (внедренную в свое время Дэн Сяопином) Нурсултан Назарбаев применил для обеспечения плавного перехода власти в стране. Елбасы мудро рассудил, что в случае его ухода из власти и из жизни может развернуться открытая борьба между различными казахстанскими кланами, что и похоронит все наработанное наследие. И под наследием тут надо понимать не только экономические успехи, но и в целом казахстанский государственный проект.
Сегодня Казахстан – это светское развивающееся государство, проводящее многовекторную политику и стремящееся строить гражданскую нацию. Это действительно большое наследие Назарбаев не стал ставить под угрозу из-за чрезмерной жажды личной власти, как сделали некоторые другие лидеры постсоветского пространства.
Многовекторность и обязательства
Что касается интересов России, то, конечно, для нее уход Назарбаева невыгоден. Казахстанский президент – один из самых авторитетных политиков на постсоветском пространстве, отец и адвокат процесса евразийской интеграции. Он также подавал соседям по региону пример правильной многовекторной политики, развивал отношения со всеми великими державами (США, Китаем, Европой), но при этом не продавал им свою страну как антироссийский оплот, всегда уважал интересы Москвы и выполнял взятые перед ней обязательства. С уходом Назарбаева российско-казахстанские отношения вступают в период некоторой неопределенности.
Новый президент Казахстана провел первое совещание
Однако преувеличивать степень и опасность этой неопределенности не надо. Самым плохим вариантом для Москвы была бы казахстанская смута после смерти главы государства и приход к власти прозападного сегмента элиты, ориентирующегося на Вашингтон. Ни того, ни другого не произойдет – используя авторитет живого и активного Елбасы, Касым-Жомарт Токаев не пустит в страну силы, которые заинтересованы в дестабилизации Казахстана или же принесении его в жертву американским геополитическим интересам.
Во-первых, Китай (втягивающийся в борьбу за доминирование в Восточной Азии) не собирается конфликтовать с Москвой в Центральной Азии и своими же руками превращать свой безопасный тыл во второй фронт противостояния. Во-вторых, казахстанские элиты, которые принимают китайские инвестиции, осознают слабость китайских политических гарантий. Африканские истории и Венесуэла показали, что Пекин с легкостью бросает в беде своих политических союзников. В отличие от Москвы, продемонстрировавшей на примере Асада верность взятым обязательствам. И на фоне стремлений Соединенных Штатов демократизировать Среднюю Азию руками подконтрольных им исламистов, идеалистов и различного рода радикалов.
Глава Минфина Казахстана обсудил таможенные вопросы по Шелковому пути в Пекине
Наконец, китайское влияние всегда будет уравновешиваться антикитайскими настроениями и даже в какой-то степени фобиями со стороны казахстанского населения. Фобиями серьезными и глубокими – достаточно лишь вспомнить "земельные протесты". Нивелировать эти фобии Пекин не в состоянии – для этого ему нужно менять всю свою "колониальную" экономическую модель взаимодействия со странами центральноазиатского региона. А к этому китайцы пока не готовы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.