АСТАНА, 1 мар — Sputnik. Имамы на местах перестали доверительно разговаривать с верующими, и это несет в себе очень серьезные угрозы, считает теолог-исламовед, директор центра противодействия религиозному экстремизму при университете "Нур-Мубарак" Аскар Сабдин.
Исламовед отметил, что с 2011 года занимается проблемами религиозно мотивированного экстремизма и вопросами дерадикализации.
Рахымбердиев: вербовка радикалов в основном идет через соцсети
По мнению эксперта, только религиозная и правовая грамотность может быть фактором стабильности.
Кризис доверия верующих и "синдром начальника" у духовников
По словам Сабдина, главная тенденция, которая наблюдается среди верующих – это нарастающий кризис доверия к официальным субъектам религиозной сферы.
"Каждый раз, общаясь с радикалами, террористами, экстремистами приходится выслушивать их критику в адрес системных религиозных деятелей, субъектов религиозной сферы. Это касается некомпетентности в религиозных вопросах, в отсутствии коммуникационных навыков, в неумении вести диалог с этими общинами и налаживать мосты", - заявил теолог-исламовед.
Вместо этого со стороны системных субъектов религиозной сферы наблюдается "синдром начальника", окаменелость, камуфлирование проблем вместо их решения, отсутствие открытости и прозрачности перед обществом.
Хабибуллин: радикальная литература сеет рознь между мусульманами
Поэтому зачастую после общения с радикалами приходится корректировать поведение системных религиозных деятелей и деятелей, которые официально работают в религиозной сфере.
Почему количество радикалов не снижается
Симптомом кризиса доверия, по мнению Сабдина, является количество последователей радикальных течений, осужденных по статьям экстремистского характера, которое не снижается, несмотря на то, что все лидеры этих течений осуждены и деактивированы.
"В силу низкого уровня религиозной грамотности и неспособности к конкуренции продолжается духовная колонизация наших местных верующих со стороны различных закамуфлированных "жамагатов"*, радикальных течений, которые враждебно относятся к нашей идентичности, нашему национальному коду", - пояснил Сабдин.
Чем "грешит" духовенство
К негативным тенденциям в религиозной сфере исламовед относит участившиеся проявления коррупции, поляризации среди верующих, конфликты и борьбу за религиозные статусы, когда деятель не производит контент, не дает результаты, а вместо этого через PR-инструменты актуализирует лишь свое личное "я".
"Поэтому главная ставка – на развитие человеческого ресурса в религиозной сфере. К сожалению, наша умма (религиозная община - Sputnik), если говорить об исламском сегменте, увлечена строительством различных зданий сооружений, но при этом игнорируется человеческий капитал, лидеры мнений. У нас кризис таких лидеров мнений, которые не всегда могут скорректировать поведение верующих общин, не всегда дать правильную альтернативную интерпретацию", - отмечает спикер.
Кто может повлиять на радикалов?
Спикер отметил необходимость усовершенствования программ реабилитационных центров дерадикализации. Для этого, в первую очередь, необходимы единые стандарты, поскольку в настоящее время каждый специалист теологии, психолог и педагог "пытается воздействовать на радикалов своими методиками личностными способностями".
Ставшая женой боевика ИГ* казашка хочет вернуться в Казахстан вместе с детьми – СМИ
"Это дает обратный эффект: человек остается при своем, он уверен, что его убеждения являются истинными. Отсутствие критериев субъектов, тех людей, которые могут работа с радикалами привели к таким событиями. Завозились имамы из Кабула, Каира, которые еще больше радикализировали верующих", – пояснил Сабдин.
В Актобе задержали почти 150 радикалов, готовивших нападение на полицейских
В Астане первого марта прошла расширенная коллегия нового министерства информации и общественного развития.
ИГ, Талбиги Джамаат* - экстремистские и террористические организации, деятельность которых запрещена в Казахстане