Премии "Оскар" вручили этой ночью в Лос-Анджелесе. Из-за разницы во времени ключевые награды вручали утром в понедельник – вы могли спешить на работу и ни о чем таком не думать, а за океаном все киносообщество в этот же момент сидело, затаив дыхание.
И выдохнув: лучшим фильмом киноакадемики назвали "Зеленую книгу". Получив награду, режиссер картины Питер Фаррели сразу объяснил, о чем она: "Это рассказ про любовь, про то, как мы любим друг друга, несмотря на различия между нами".
Если вам недостаточно такой характеристики, то колумнист Sputnik Евгений Казарцев объясняет феномен "Зеленой книги" более развернуто.
Как по учебнику
"Зеленая книга" выделялась среди других претендентов на "Оскар" еще и тем, что это – очень традиционный фильм. Лишенная каких-то особых экспериментов, поставленная в классическом жанре road-movie, эта лента не удивляет "приемчиками", но вполне удачно бьет по зрителю.
Мы видим США 1960-х, в которых вроде появляются и хиппи, и цветная демократия, но темнокожим несладко. Главный герой - Тони Валлелонга (Виго Мортенсен) – нуждается в работе и в итоге устраивается к известному музыканту Дону Ширли. Один нюанс: у работодателя темная кожа, и "простому американскому (итальянскому) парню" с этим смириться непросто.
Потом зрители едут вместе с Ширли и Тони в турне по юго-западным штатам. Каждая остановка, как и в гомеровской "Одиссее", сулит неприятности. Конечно, из всех, даже самых опасных, главные герои выберутся – и вернутся в канун Рождества домой.
Ладно и точно скроенный фильм "Зеленая книга" очень напоминает фильмы конца 1980-х – начала 1990-х, поэтому вполне может понравиться ностальгирующей публике. Никаких экспериментов и прочих формалистских историй, просто история – о двух конкретных людях в конкретных местах и обстоятельствах. И о том, что они могут и должны всегда оставаться людьми.
Привет из Ленинграда
Если максимально упрощать, то "Зеленая книга" – фильм о том, что все мы люди. О принятии друг друга и терпимости, вне зависимости от того, нравится нам что-то или нет, принимаем мы происхождение/взгляды/предпочтения человека, или нет.
Оба героя в начале фильма испытывают друг к другу презрение: Тони кажется слишком простым и глупым, поэтому Ширли его пытается перевоспитать, ну а сам музыкант высокомерен (плюс – цвет кожи), так что и его, по мнению Тони, любить не за что. Однако от композиции к композиции, от первых косых взглядов в адрес музыканта и до его избиения, связь между ними растет – и появляется дружба.
Зрителю стоит помнить, что "Зеленая книга" основана на реальных событиях – авторы ленты не поменяли даже имен. Виртуоз Ширли действительно выступал по югу США в далеко не лучшие времена, но для него важнее всего была возможность играть для всех. К слову, учился он в Ленинградской консерватории – поэтому вся история должна быть ближе постсоветскому зрителю.
Письма и камни
Хотя "Зеленая книга" – достаточно простой фильм, это не значит, что он одномерный и скучный. Действие, хотя и лишенное какого-то заметного экшна, не заставляет заскучать. Есть и целая череда элементов, которые западают в памяти и этот фильм заставляют полюбить.
Оба актера справились со своей задачей на ура: и если вам не станет жалко музыканта в исполнении Али, то это значит, что что-то не так с вами, а не с ним. Аналогично – если вы не сжалитесь над Тони в исполнении Мортенсена.
Однако геройского значка здесь заслуживает и режиссер. Фаррели, снявший когда-то "Тупой и еще тупее" и "Девушку моих кошмаров", смог без скидок снять отличный фильм – глубокий, тонкий, умный, и, главное, совершенно уютный, будто созданный для домашнего просмотра вместе с родными. Здесь Фаррели, как и его герой Тони, постепенно уходит от скабрезных шуточек и простоты – и открывает для себя мир искусства. И на выходе мы получаем очень хороший фильм – лучший по мнению "Оскара".
И пусть действие "Зеленой книги" разворачивается в 1960-х, легко понять, что произойти аналогичное может и сегодня. Правда, у истории все равно должен быть хороший конец. Во всяком случае, это и есть то, что нам хотят донести авторы фильма.