АСТАНА, 18 фев — Sputnik, Ксения Воронина. В год 220-летия поэта Александра Сергеевича Пушкина по приглашению Российского центра науки и культуры в Астану приехала главный хранитель московского музея Елена Усова.
Сегодня это один из крупнейших литературных музеев России, в его коллекции свыше 165 тысяч предметов, в том числе уникальные экземпляры пушкинской эпохи. Ежегодно музей посещает более 300 000 человек, в том числе дети, для которых здесь создана специальная программа, позволяющая юным читателям погрузиться в мир поэта, понять, о чем его произведения, и буквально окунуться в жизнь людей той эпохи, а также литературных героев и персонажей.
Корреспондент Sputnik Казахстан встретился с главным хранителем музея после резонансного похищения картины Куинджи из Третьяковской галереи, расспросил о том, как отразилось это событие на музейной деятельности и не ограничат ли доступ посетителей к искусству. Также мы поговорили о современном подходе к экспозициям и о том, почему хранитель должен быть "жадиной".
Как музеи борются за посетителей
Концепция музеев, в том числе и классических, а не только музея современного искусства, в последнее время претерпела значительные изменения. Музеи стали дружелюбнее и интерактивнее. Теперь люди приходят сюда не только, чтобы увидеть шедевры, но и чтобы чему-то научиться, погрузиться в ту или иную эпоху и даже внести свой собственный вклад в развитие культуры.
"С одной стороны то, что людей становится больше в музеях, это хорошо мы приветствуем, мы даже боремся за посетителей. Сегодня это не просто потребность для людей, которые хотят увидеть многое, это еще и способ выживания музея. Потому что это заработок, а деньги музею нужны - мы покупаем на них новые экспонаты, развиваемся", - рассказывает Елена Усова.
Чтобы привлечь посетителей, их нужно заинтересовать. Музей Пушкина обращается к детской аудитории. Здесь есть интерактивные программы, абонементы, театрально-музейные проекты, новогодние праздники.
Как музей прививает любовь к детскому чтению
"Например, у нас в музее есть детский центр, который ведет такую внеклассную работу. Есть школа молодого дворянина - обучают фехтованию, проводят занятия, которые были распространены в пушкинскую эпоху. Охотно к нам идут. Устраиваем праздники для детей. Ежегодно проходят новогодние балы. Так и называются - "Балы в дворянской усадьбе". Очень массовое действо. До Нового года у нас идут по три "елки" ежедневно, после Нового года - по два представления", - указывает хранитель музея.
Кроме того, к праздникам музей выпускает уникальную лимитированную коллекцию подарков, которая больше не повторяется. Это календари, книги, лото пушкинской эпохи. Все это также привлекает посетителя.
Что значит быть хранителем музея?
Государственному музею Пушкина чуть больше 60 лет. Елена Усова работает его хранителем уже более 40 лет. Основная обязанность главного хранителя - работа с фондами, ответственность за их состояние и использование. Хранитель берет на учет все предметы - от крупных и до мелочей. Кроме знания специфики своего музея, хранитель должен обладать широким кругозором и быть в курсе тенденций культурной и литературной жизни.
Кроме того, хранители шутят, что для их работы кроме эрудированности, коммуникабельности и аккуратности важно еще одно качество, которое редко считается положительным - "жадность".
"О выставках мне говорить непросто как главному хранителю. Всегда, на протяжении всей истории музеев было противостояние, конфликт интересов между экспозиционером - сотрудником, который занимается выставками - и фондовиком-хранителем. Хранителю важно сохранить вещь, это входит в его должностные обязанности, он за это несет ответственность, регулярно проверяет температурно-влажностный режим, место хранения, его состояние, реставрацию. Это наша работа, мы боремся за сохранность и долголетие вещей", - с улыбкой говорит Усова.
Экспозиционер же наоборот стремится "забраться" в фонд, упаковать, погрузить, распаковать, повесить, окантовать и показать как можно большему числу людей.
"Все это может навредить экспонату, потому что в любом случае происходит, извините за жесткое слово, "амортизация". В итоге хранитель упирается, а экспозиционеру нужно показать как можно разнообразнее - его задача убедить, обосновать", - рассказывает она.
Усова вспоминает, что раньше, когда не было такой яростной борьбы за посетителя, музей проводил две-три выставки в год.
"А сейчас, кроме того, что мы участвуем в выставках других музеев, а это тоже выдача экспонатов, собственных, мы проводим 40-50 выставок в год и больше, и они весьма разнообразны. Это и фондовые - где мы только вещи показываем, это могут быть тематические. К примеру, недавно делали выставку "С ружьем и лирой", то есть мы показали портреты писателей вместе с обстановкой, инсталляцией о поэте-охотнике. Это не только Пушкин, это и Некрасов, Тургенев, Шолохов, Пришвин и много других имен литераторов, которых мы показали как любителей охоты, ценителей природы", - указывает хранитель музея.
В 2019 году в связи с юбилеем Пушкина ожидается большое количество специальных мероприятий, посвященных поэту.
"Проходит выставка "Портреты Пушкина", посвященная 220-летию поэта. Мы собрали потерты из 23 музеев. Конечно, главный акцент был сделан на прижизненных портретах. И они составили представление, какие художники изображали Пушкина. В других залах представлены портреты и другие объекты, созданные уже после смерти. В основном это был подъем изобразительной "пушкинианы" в скульптуре, в предметах декоративно-прикладного искусства - шкатулки всевозможные, фарфоровые статуэтки, посуда, на которой в медальонах изображались портреты Пушкина. Это и всевозможный китч - бутылки, обертки шоколадных конфет. Все это было в основном в юбилейные для Пушкина годы, где было много всего серьезного и интересного, очень ценного и высокохудожественного, но были и какие-то излишки. В 1899 году был всплеск интереса к Пушкину, 1937 - вообще фантастическое время, когда имя Пушкина несли на плакатах вместе с именами Ленина и Сталина, 1949 год, 1999 год", - говорит хранитель.
По ее словам, "юбилейные годы порождали множество портретов поэта, поэтому его иконография очень разнообразна".
"Селфи с Пушкиным": выставку портретов московского музея привезли в Астану
Отметим, что небольшую часть выставки в виде репродукций можно увидеть в республиканской Национальной академической библиотеке в Астане.
Как работают системы безопасности музея?
Как мы видим, музеи стремятся к открытости, поэтому весьма тревожно выглядит инцидент с публичной кражей картины в Третьяковке на международной выставке, на глазах у всех.
После этого случая сотрудники Эрмитажа обнаружили в книге отзывов сообщение о том, что готовится кража картины в их музее и обратились в полицию. Как оказалось, авторами предупредительной записки стали студенты, которые решили "пошутить".
"Похожие инциденты происходят довольно часто. Если помните, в 2005 году была история в Эрмитаже с кражей (6 июля из временной экспозиции пропала стеклянная ваза для фруктов конца ХIX - начала XX века стоимостью 40 тысяч рублей, не найдена - Sputnik). Она всколыхнула музейную общественность. Были нападки на музейщиков. Я считаю, что все это лишнее, потому что в музеях давно сложилась очень крепкая и хорошая система и хранения, и защиты. Все совершенствуется. Музеи снабжены камерами слежения и точечной охраны предметов", - говорит Усова.
Она отмечает, что после каждого такого случая идет волна всевозможных пересмотров, заседаний, оргвыводов.
"Это немного ... не то, чтобы мешает работе. Но каждый музей и так несет огромную ответственность за сохранение шедевров, ведь это государственная собственность", - указывает хранитель.
Единственный надежный способ уберечь предметы экспозиции от посягательств - убрать их под замок, что противоречит концепции музеев. Ведь сейчас они стремятся дать возможность рассмотреть предметы поближе, чтобы понять их уникальность и красоту.
Депутат потребовал повторно расследовать убийство Пушкина
"Хочется показать поближе, а в музей приходят совершенно разные посетители, и не всегда по лицу видно, чего от него ждать. Конечно, здесь важен опыт, и точный глаз должен быть. Камеры слежения - это уже постфактум, чтобы разобрать этот случай. А предупредить значительно сложнее. Но даже на предупреждение идет работа. Я не могу всех секретов выдавать, но в каждом музее есть паспорта безопасности, это все документировано, сотрудники службы безопасности знают, как работать", - подчеркнула Усова.
Вместе с тем инцидент в Третьяковке поднял проблему внешнего вида сотрудников музея. На мужчине, укравшем картину, была обычная повседневная одежда. Однако посетители, заметив решительность его действий, подумали, что он - сотрудник музея.
"Я была в Астане в национально-историческом музее, и меня приятно удивил внешний вид ваших смотрителей - какая у них форма, как они подтянуты и напряжены, какая у них рабочая одежда - их видно. У нас даже в Москве не в каждом музее такое есть. Я тоже была в Москве на Куинджи и обратила внимание на то, что смотрителей не всегда видно среди посетителей. Нужна особая форма и бейджик", - сказала Усова, сделав комплимент музейщикам Астаны.
Ранее она прокомментировала идею депутата провести повторное расследование смерти Пушкина.