Почему трагедия одной семьи стала горем для всего Казахстана - мнение детского омбудсмена

Казахстан часто сравнивают с большой многодетной многонациональной семьей. Возможно, поэтому трагедия, разыгравшаяся на окраине столицы, не оставила равнодушными все слои жителей страны.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

АСТАНА, 13 фев — Sputnik, Ксения Воронина. В ночь на 4 февраля в одной из таких времянок сгорели пятеро детей в возрасте от 11 месяцев до 12 лет, их родители в ночь были на работе. Эти смерти - не единственные. Каждый год с наступлением холодов сводки об отравившихся угарным газом детях и взрослых приходят из разных уголков Казахстана. Чаще всего это многодетные и малоимущие семьи, вынужденные отапливаться с помощью кое-как сложенных печей и дешевого угля плохого качества. Проблема вставала год от года, но гибель пятерых сестер вскрыла нарыв.

Сразу после похорон девочек многодетные матери в разных городах Казахстана обратились к властям с требованиями уважать материнский труд, решить жилищный вопрос таких семей, повысить размер пособий и создать подобающие условия труда для родителей. Были у женщин претензии в адрес министерства труда и соцзащиты и вопросы к детскому омбудсмену.

Будут ли услышаны голоса матерей, каковы государственные гарантии и родительская ответственность, Sputnik Казахстан обсудил с уполномоченным по правам ребенка в Республике Казахстан, депутатом сената парламента Сауле Айтпаевой.

Почему трагедия одной семьи стала горем для всего Казахстана - мнение детского омбудсмена

Что может детский омбудсмен?

"О трагедии в Астане, где погибли девочки, я узнала из средств массовой информации. Терять близких очень тяжело, а здесь маленькие дети. Это на всю жизнь боль и трагедия для родителей. Ценой жизни этих пятерых детей сейчас вся страна задумалась над проблемами, которые нужно решать", - с этих слов началась встреча Айтпаевой и журналиста Sputnik.

Гибель детей в пожаре: родители дали первое интервью - видео
Сауле Айтпаева была назначена Уполномоченным по правам ребенка или детским омбудсменом в июне прошлого года, сменив на этом посту Загипу Балиеву.

Стоит отметить, что Уполномоченный по правам ребенка в Казахстане – это общественная деятельность. В отличие от России, где омбудсмен может не только делать запросы, но и подавать иски в суды, и участвовать в судебных разбирательствах.

В Казахстане же омбудсмен действует, скорее, как связующее звено между гражданами и государственными органами.

"У меня нет такого аппарата, как в Российской Федерации, нет такого центра, нет такой пресс-службы. Законодательно уполномоченный по правам ребенка рассматривает обращение и имеет доступ в госорганы. Но доступ не есть элемент проверки. У меня нет полномочий по проверкам. Есть доступ в образовательные, медицинские учреждения, связанные с детьми. И чтобы работать над обеспечением прав ребенка, а их больше 5 миллионов, и 8 миллионов женщин, нужны ресурсы и полномочия. При этом многие процессы должны и могут быть автоматизированы", - говорит Айтпаева.

В пример она приводит тот факт, что столичный акимат не знал о ситуации в семье, где погибли пятеро детей - семья жила в нужде, имела несколько кредитов.

У них не было возможности проснуться – МВД о погибших при пожаре девочках
"У нас сейчас даже свидетельство о рождении можно получить проактивно - государство автоматически получает информацию о том, что в семье пополнение, особенно если это пятый ребенок. На что живут эти люди - налоги, пенсионные отчисления, кредиты, вся эта информация доступна. Ведь это же нонсенс, что в акимате не знали, что это многодетная семья, что у нее кредиты, что они живут незарегистрированные в этом жилье. При том, что все нормы приняты, требования есть, но не исполняются", - подчеркнула омбудсмен.

По мнению Айтпаевой, это говорит о том, что на местном уровне пока не видно каждого человека, и что ему нужно.

"Много задач перед исполнительными органами. Они должны решать вопросы коммуникации, административного устройства, озеленения. Мы говорим, что нам нужно образование, здравоохранение, социальная поддержка. Все говорят об этих функциях, но для кого они нужны персонифицировано, этого мы пока не достигли", - констатирует омбудсмен.

О проблемах нужно заявлять письменно

Указывает Айтпаева и на проблему бюрократии. Люди зачастую не знают, как обратиться за помощью, как оформить то или иное заявление, или боятся, что им откажут или нагрубят. Вместе с тем без озвученной проблемы не будет и решения.

Не только деньгами: как будут помогать многодетным семьям в Алматы
"Многие многодетные матери очень скромные. Поэтому по каждой семье нужно узнать, что действительно необходимо. Ко мне обращаются с разными вопросами – ребенок болеет, на соревнования не пустили, оценку не ту поставили. Была ситуация, что ребенку нужно было пить парное молоко, и мама стеснялась об этом спросить, она сказала, что сама бы доила корову, но не на что купить. Когда об этом наконец узнал сельский аким - помог. Если местный исполнительный орган не помогает, то нужно обращаться в районный акимат. Когда провожу видеоконференции через акиматы областей, они уже решают их вопросы. Одна женщина шесть лет не могла ребенка на учет поставить и лекарства получать бесплатно. Другую мать в очередь на жилье не ставили, а во время эфира сразу номер очереди сказали", - приводит примеры омбудсмен.

Айтпаева отмечает, что у граждан есть лояльность по отношению к ЦОНам, возможно, следует организовать такое "единое окно" для помощи именно в центрах обслуживания населения.

"Когда эта проблема возникла, я подумала, почему бы не сделать через эти ЦОНы "окно", чтобы люди обращались с проблемами, которая автоматически проходит по системе, по тем органам, которые обязаны заниматься этой проблемой. Сейчас несовершеннолетние рожают. И в том же перинатальном центре нужно разъяснять ее обязанности и автоматически ставить ее на медицинский учет. Она должна представить в ЦОН документы для получения пособия. На работе женщина имеет право на материальную помощь при рождении ребенка", - приводит примеры Айтпаева.

Вместе с тем движение должно быть с обеих сторон - и от общества в сторону государства тоже.

"Когда человек обращается, он будет осознавать свою нужность. Вместе с тем этот функционал должен работать не только на семью, но и на все государственные органы", - подчеркивает уполномоченный по правам ребенка.

Что изменит трагедия в Астане?

С точки зрения казахстанского законодательства, дети и материнство в стране хорошо защищены и имеют большие перспективы. По факту - не хватает возможностей, а иной раз и желания, в том числе и самого человека на местах, следовать букве закона.

В стране разработана Стратегия развития-2030 и 2050, существуют программы по духовно-нравственному развитию граждан, различные концепции развития экономического, социального уровня. Однако, по словам Айтпаевой, следует задуматься над тем, как в целом государство рассматривает человека.

Минфин о требовании многодетных матерей: 20 тысяч тенге на ребенка - это реально
"Есть определенные законодательные, социально-экономические условия, безопасность, оборона – все эти вопросы должны решать и решается на государственном уровне. Но всему этому важной единицей является человек. И об этом президент страны неоднократно говорил. Если рассмотреть документы, которые приняты в прошлые годы, то буквально в 2016 году правительство на своем уровне поручало акимам областей Алматы, Астаны рассмотреть вопрос об образовании центров поддержки семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Но, к сожалению, на местном уровне акимы областей спускают районным акиматам, и вот на местном уровне пробелы на сегодняшний день в учете многодетных семей", - указывает омбудсмен.

Однако работа уже начата - 6 февраля была создана рабочая группа при правительстве, которую возглавил вице-премьер Ерболат Досаев. В свою очередь Минфин рапортовал, что комиссия уже рассматривает возможность по увеличению размеров и продлению выплат многодетным семьям, идет обсуждение конкретных сумм, при этом на пресс-конференции министр Смаилов назвал "20 тысяч на ребенка" реальным требованием.

"Создана рабочая группа, предложения идут разные. Эта комиссия занимается вопросами повышения доходов и улучшения качества жизни казахстанцев. Первостепенная задача - посчитать, сколько у нас нуждающихся семей. Кроме многодетных семей, есть и другие проблемы - больные дети, матери, в одиночку воспитывающие детей и годами не получающие алиментов, реализация отдельных социально-бытовых вопросов. Каждый ребенок в соответствии с Законом о правах ребенка, с Конвенцией о правах ребенка имеет право на все то, что у нас предусмотрено Конституцией, теперь нужна детализация", - считает Айтпаева.

"Зачем рожали" или ответственность родителей

После трагедии большой резонанс вызвал вопрос оправданности многодетности в семьях, который рефлексирующие граждане формулировали как "зачем рожают так много", когда и семьям с одним-двумя детьми сейчас приходится непросто. Также звучали требования наказать родителей погибших детей за безответственность.

Жизнь или выживание? Как многодетная семья зимует в Астане - видео
"Согласно официальным данным, за 2017 год в нашей стране около 300 тысяч семей, которые имеют больше четырех детей. Это для Казахстана не много, со всеми ее ресурсами и возможностями. Кроме того, не все они живут в нужде или неблагополучны", - отмечает Айтпаева.

Несмотря на то, что ответственность за безопасность и благополучие детей в первую очередь лежит на родителях, государство в свою очередь должно создавать благоприятные условия для семей.

"К примеру, высказывалось предложение запретить оставлять без присмотра детей до 12 лет. У нас есть понятие условий, есть понятие возможностей, и есть понятие норм и требований закона. Если, к примеру, будет принята такая норма, то она должна иметь условия, при которых оно наступает, и возможности родителям, чтобы они это обеспечивали. Например, на севере Казахстана зимой часто отменяют занятия в школах - дети остались дома, вы должны обеспечить за ним присмотр. А работодатель составляет жесткий договор, за любое опоздание идет минус в денежном выражении, есть определенные условия. Тогда мы перед родителем ставим весы выбора - работа или ребенок. Эти возможности нужно проработать", - поясняет омбудсмен.

По ее мнению, государство должно поддерживать человека в основных моментах его жизни, здоровья, развития как личности. В этом плане принято много законодательных норм, но вопрос упирается в понятия размера и предела помощи.

"Основной источник пополнения республиканского бюджета – налоги, которые платят работающие люди, и штрафы. То есть опять же из средств этих же родителей, бизнеса должна пополняться государственная казна для того, чтобы помогать этим родителям", - говорит она.

С другой стороны, необходимо повышать осознанность родителей, которым нужно разъяснять и помогать, а если нужно, привлекать к ответственности за нормы, нарушенные законодательно. Потому что у этой проблемы есть и другая сторона - 20% детей, ставших жертвами насилия, воспитывались в неблагополучных и неполных семьях. 40% преступлений, совершенных несовершеннолетними, происходит в летнее время - когда дети проводят больше времени на улице и без присмотра.

Дома двум многодетным семьям подарил бизнесмен в Туркестанской области
"Согласно Кодексу об административных правонарушениях, если ребенок в возрасте от 14 до 16 лет совершил мелкое хулиганство или хулиганство, это влечет штраф для родителей или лиц, их заменяющих, в размере 7 МРП (17 675 тенге - Sputnik). Если брать случай как оставление в опасности или оставление без присмотра - у нас есть статья 119 Уголовного кодекса (Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии или лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, болезни). Если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу или был обязан заботиться, то он наказывается либо штрафом, либо общественными работами, либо арестом на срок до 45 суток. Здесь ответственность возлагается на родителей за детей до 18 лет", - напоминает омбудсмен.

В заключение Уполномоченный по правам ребенка еще раз подчеркнула, что вопрос ответственности - это вопрос осознанности. Опекуны должны заботиться о детях не потому, что в противном случае им грозят штрафы и наказания, а потому что это в интересах самого ребенка.

А столкнувшиеся с жизненными трудностями родители должны иметь возможность получить помощь и поддержку, чтобы не рисковать жизнью и здоровьем детей.