Фото

Ножи, кастеты, пистолеты: что еще находят у пассажиров аэропорта Алматы

Как сотрудники службы безопасности аэропорта Алматы предотвращают угрозы и возможные ЧП, читайте подробнее в фоторепортаже.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

АЛМАТЫ, 5 фев — Sputnik, Александр Мироглов. Слабое знание казахстанцами правил поведения в аэропортах и на борту воздушных судов нередко приводит к ситуациям, когда пассажиры, иногда сами того не подозревая, представляют угрозу для безопасности авиаперелетов. Именно в такие моменты выверенные действия службы авиационной безопасности помогают предотвратить возможные ЧП в воздухе.

Что такое служба авиационной безопасности

Мужчины и женщины, встречающие пассажиров в аэропортах у рамок металлоискателей и ленты рентген-аппаратов, с помощью которых досматривают ручную кладь и багаж, – не полицейские и не спецназ. Однако знания и умения, которыми они владеют, уже не раз уберегали от ЧП на борту самолетов.

Ножи, кастеты, пистолеты: что еще находят у пассажиров аэропорта Алматы

Решение о создании службы авиационной безопасности (САБ) Алма-Атинского аэропорта было принято практически сразу после развала Советского Союза. Приказ об этом подписан 14 января 1991 года, и уже с 1 февраля САБ начал работу. До этого в воздушной гавани существовал лишь отдел службы досмотра и военизированная охрана.

Человека в сумке пытались сдать в багаж в аэропорту Алматы
Создание новой службы было связано с рядом причин, но наиболее важным было то, что в первые годы после обретения Казахстаном независимости молодое государство столкнулось с резким ростом криминала. Обеспечить безопасность на воздушном транспорте с целью не допустить трагедий стало одной из важнейших задач.

Естественно, что создать и выстроить работу такой структуры одномоментно было задачей невыполнимой. Однако сегодня безопасность на территории Международного аэропорта Алматы (МАА) находится на самом высоком уровне и работа САБ организована с учетом всех самых современных требований и мировых стандартов.

Как и где обучают сотрудников алматинского аэропорта

Сегодня подготовкой сотрудников службы авиационной безопасности для Международного аэропорта Алматы занимается учебный центр авиационной безопасности. Все инструкторы – пять человек, четыре из которых представительницы прекрасной половины человечества - имеют не только необходимые сертификаты, но и большой личный опыт практической работы за плечами. К примеру, нынешний руководитель центра Галина Усова проработала в САБ 15 лет. Придя рядовым инспектором досмотра, она прошла путь до заместителя, а затем и до начальника смены, а уже в 2015 году возглавила учебный центр.

Ножи, кастеты, пистолеты: что еще находят у пассажиров аэропорта Алматы

Рассказ о работе центра Галина Шавкетовна начинает с учебных аудиторий, полных слушателей. Некоторые из них здесь впервые, так как только устраиваются на работу в аэропорт. Другие проходят очередной курс, как это и положено делать каждые два года.

Начальник центра отмечает, что необходимыми знаниями и навыками в авиационной безопасности обладают не только работники САБ, но и абсолютно каждый сотрудник алматинского аэропорта, начиная от дворника и уборщицы и заканчивая его первыми руководителями.

Ножи, кастеты, пистолеты: что еще находят у пассажиров аэропорта Алматы

"По авиационной безопасности существует 25 категорий программ для всех категорий персонала. Каждый сотрудник аэропорта обязательно проходит общий курс, чтобы если во время работы что-то увидит, заметит, заподозрит, четко следовал алгоритму действий, знал, что и как делать, кому сообщать. Этот инструктаж не зависит от того, в каком подразделении человек будет работать. Его проходят тотально все. А непосредственно для сотрудников службы авиационной безопасности проводится еще и отдельное, профессиональное обучение. Для сотрудников САБ проводятся пяти-, шестидневные программы, а для сотрудников, которые пользуются рентген оборудованием, то есть подразделения досмотра – девятидневные. Они не только должны уметь использовать оборудование, но и знать, как действовать в чрезвычайных ситуациях", - рассказывает начальник авиационного учебного центра Международного аэропорта Алматы Галина Усова.

Знаний, как и бдительности, много не бывает

На сегодняшний день авиационный учебный Центр МАА готовит специалистов по трем направлениям: авиационная безопасность, безопасная перевозка опасных грузов воздушным транспортом и обслуживание пассажирских перевозок. Вникать в тонкости подготовки каждого из них мы не стали, однако самые интересующие вопросы все же задали.

Ножи, кастеты, пистолеты: что еще находят у пассажиров аэропорта Алматы

По словам Галины Усовой, постоянная переподготовка как рядового персонала, так и руководящего состава подразделений – мера необходимая: правила авиационной безопасности постоянно дополняются.

"Если говорить о документах Международной организации гражданской авиации ICAO, в состав которой в числе 192 государств с 1992 года входит и Казахстан, то там определенной периодичности дополнений нет. Обычно это происходит по необходимости, решением ассамблеи ICAO. Но, как правило, основной документ "Руководство по авиационной безопасности" дополняется раз в три-четыре года. Вносятся коррективы с учетом обстоятельств и угроз, которые складываются в мире", - говорит Галина Усова.

Ножи, кастеты, пистолеты: что еще находят у пассажиров аэропорта Алматы

По ее словам, в последние годы большое внимание уделяется работе с киберугрозами, то есть попытками хакеров блокировать связь с воздушными судами или вмешиваться в управление ими. В результате в документах ICAO появилась целая глава - киберугрозы. Это направление незамедлительно начал изучать персонал САБ, в первую очередь руководители, потому как,случись что, именно им первыми принимать решения.

Кстати, подготовку в авиационном учебном центре Международного аэропорта Алматы проходят руководители САБ воздушных гаваней и из других регионов страны. Выезжают в другие города и сами инструкторы, чтобы проводить обучение сотрудников, не отрывая их надолго от рабочего места.

Как проходят обучение "боги" досмотра

Пожалуй, одним из самых важных подразделений САБ алматинского аэропорта являются операторы досмотра. Именно от этих людей зависит, насколько безопасно будут чувствовать себя пассажиры на борту воздушного судна. Именно от их зоркого и наработанного взгляда зависит, что попадет, а что не попадет в самолет. Именно они, бегло осмотрев теневое изображение содержимого сумок на экране рентген-телевизионной установки, легко могут определить среди массы вещей ту, которая может представлять опасность.

Ножи, кастеты, пистолеты: что еще находят у пассажиров аэропорта Алматы

Для подготовки операторов досмотра существует сразу несколько учебных классов, где они не только в теории, но и на практике учатся обнаруживать среди вещей то, что не должно попасть на борт самолета ни в коем случае. При этом, помимо практических основ, приобретаемых на технике аналогичной той, с которой впоследствии придется работать, в центре существует и ряд специализированных компьютерных программ, с помощью которых досмотровики оттачивают навыки обнаружения опасных предметов.

"Это учебный класс именно для подготовки операторов рентген-телевизионных установок. Здесь они знакомятся с тем, как предмет выглядит в реальной жизни и как он будет отображаться на экране рентгена. В этой программе существует четыре уровня подготовки: начальный, продолжающий, продвинутый и эксперт. В каждой – порядка 20 сессий по 25 снимков. То есть объем очень большой и инструктора натаскивают на то, чтобы он научился обнаруживать угрозу по теневому изображению", - объясняет Галина Усова.

Ножи, кастеты, пистолеты: что еще находят у пассажиров аэропорта Алматы

Эта программа также позволяет при обучении делать акценты для каждого сотрудника, меняя набор картинок, в случае если обнаружение опасных веществ или предметов той или иной категории у кого-то из сотрудников "хромает". Таким даются дополнительные задания, для того чтобы выработать у них стереотип, так называемый сенсорный эталон, который формирует четкое восприятие этого предмета.

Ножи, кастеты, пистолеты: что еще находят у пассажиров аэропорта Алматы

"Даже если какой-то предмет только визуально в багаже пассажира напоминает опасный предмет, это серьезно. Оператор досмотра сразу включает тревожную сигнализацию и тут же прибывают сотрудники полиции. Потому что первое и главное – не допустить, чтобы на борту произошла чрезвычайная ситуация. В этих вопросах не бывает излишней бдительности", - уверена Галина Усова.

Что изымают у пассажиров

Музей авиационного учебного центра Международного аэропорта Алматы – отдельная тема для разговора. Запрещенные предметы, изъятые у пассажиров при досмотре, просто поражают. Помимо холодного оружия, пистолетов и гранат, которые, естественно, для выставки приведены в нерабочее состояние, здесь встречаются экземпляры вполне нетривиальные. Это и ремень с ножом в пряжке, и ножи-визитки, изымаемые у пассажиров десятками, стандартная зековская заточка, камча с ножом в рукояти, трость со стилетом (кинжал с тонким и узким клинком), винтовка "Мосина" 1939 года выпуска и даже четырехзарядный пистолет для стрельбы мелкокалиберными патронами, вмонтированный в сотовый телефон.

Ножи, кастеты, пистолеты: что еще находят у пассажиров аэропорта Алматы

Перечислить все несколько сотен экспонатов, которые здесь выставлены, просто не хватит времени, однако, по словам Галины Усовой, все эти предметы, изъятые в разные годы службой авиационной безопасности, могли привести к трагедии на борту воздушных судов.

Ножи, кастеты, пистолеты: что еще находят у пассажиров аэропорта Алматы

Самые различные запрещенные к провозу предметы изымаются у пассажиров авиарейсов и сегодня. В 2018 году при досмотре багажа и ручной клади были изъяты пять телескопических дубинок, нунчаки, наручники, ручка с камерой и диктофоном, 163 электрошокера, 17 кастетов, три единицы огнестрельного и семь единиц холодного оружия и 370 штук боеприпасов.

"Урожайным" для операторов досмотра стал и первый месяц 2019-го. Пассажиры расстались с семью электрошокерами, одной единицей огнестрельного и двумя единицами холодного оружия, 12 боеприпасами и двумя ручками с камерой и диктофоном.

Ножи, кастеты, пистолеты: что еще находят у пассажиров аэропорта Алматы

"Экземпляры, изъятые в разное время у пассажиров, очень помогают нам в работе при подготовке операторов досмотра. Не зря же говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы все эти предметы приносим на занятия и даем сотрудникам в руки, чтобы подержали. Потому что человек устроен так, что не только визуально запоминает, но и тактильно, то есть прикасаясь. Эти ощущения очень важны. Потому что идентификация того или иного предмета складывается из визуальных, слуховых и тактильных ощущений. Некоторые даже запах запоминают. И это важно для того, чтобы сформировать образ угрозы", - делится своими наблюдениями Галина Усова.

Пассажиры безграмотны в простейших вопросах авиабезопасности

В Международном аэропорту Алматы отмечают, что большинство пассажиров, планирующих авиаперелеты, совершенно не знакомы с правилами авиационной безопасности, хотя их знание могло бы уберечь от множества неприятных ситуаций.

Робот-уборщик за 2,5 миллиона тенге помыл пол в аэропорту Астаны - видео
"К примеру, в руках у детей, в ручной клади запрещено провозить даже детские игрушки, имитирующие любое оружие. Их нужно сдавать в зарегистрированный багаж. В противном случае сотрудники САБ потребуют оставить игрушку и ребенку будет сложно с ней расставаться. И здесь нужно понимать, что этого требуем не мы, не сотрудники из вредности, а закон - правила, утвержденные постановлением правительства", - говорит Галина Усова.

То же касается и, к примеру, банок с вареньем, напитков домашнего изготовления, неизвестных веществ, не имеющих заводской упаковки. Все, что запрещено перевозить, четко прописано в Перечне опасных веществ и предметов. Перечислять все пункты этого документа смысла не имеет, потому как его довольно легко найти в свободном доступе. Достаточно сделать это накануне полета, прочитать и избавить себя от лишних проблем, а сотрудников САБ - от лишней работы.

Ножи, кастеты, пистолеты: что еще находят у пассажиров аэропорта Алматы

Тем не менее факты, когда пассажиры недовольны требованиями сотрудников службы авиационной безопасности, до сих пор случаются нередко. При этом, как отмечают представители Международного аэропорта Алматы, для наших граждан такое поведение характерно только на территории нашей же страны. Стоит им оказаться где-нибудь за рубежом лицом к лицу с сотрудником их САБа, они моментально превращаются в законопослушных в мире пассажиров, которые выполняют все требования.

Алматинский аэропорт – зона тотального контроля

Естественно, что ни одного своего секрета в организации безопасности в САБе не рассказали. О том, какие камеры используются, что и как они выявляют, для простого пассажира останется вечной тайной.

Ножи, кастеты, пистолеты: что еще находят у пассажиров аэропорта Алматы

"Аэропорт охвачен видеонаблюдением. Мертвых зон нет", - коротко ответили нам на вопрос. Однако о некоторых дополнительных мерах организации безопасности пассажиров все же рассказали, хоть, опять же, довольно скупо и без подробностей.

"Профайлеры (люди, владеющие определенными психологическими методами, благодаря которым им удается прогнозировать поведение человека в той или иной ситуации) у нас есть. Работают. Кто, что, сколько и как выглядят – не скажу. Это очень молодое направление в авиации. Но это отнюдь не дань моде. Факты, когда они выявляли потенциальную опасность и она подтверждалась впоследствии, существуют", - говорит начальник административного подразделения службы авиационной безопасности Международного аэропорта Алматы Виктор Голубев.

Видео пьяного дебоша в аэропорту Алматы появилось в Сети
Отдельные вопросы по-прежнему возникают и с так называемыми "авиационными дебоширами". К сожалению, в казахстанских аэропортах не существует "черных списков" людей, которые позволяют себе неадекватное поведение на территории аэропортов или на бортах самолетов. Хотя, по словам сотрудников САБ, это могло бы значительно облегчить им работу. Однако в настоящее время создание таких списков не предусмотрено законодательством страны, а, соответственно, выходит за рамки правового поля.

Тем не менее политика службы авиационной безопасности в отношении таких граждан четко определена.

"В случае, если человек ведет себя неадекватно, начинает угрожать, махать руками, наши сотрудники имеют право применить к нему силу и задержать до прибытия полицейских из линейного отдела. Но эта сила должна быть адекватной, чтобы не нанести такому пассажиру травм, не порвать его одежду. Каждый такой факт мы можем проанализировать благодаря наличию камер видеонаблюдения. Если будет установлен факт превышения необходимых мер со стороны нашего сотрудника, то он, естественно, будет наказан. Как и в том случае, если в чрезвычайной ситуации будет бездействовать", - объясняет Виктор Голубев.

Ножи, кастеты, пистолеты: что еще находят у пассажиров аэропорта Алматы

Существует в алматинском аэропорту и своя кинологическая служба. Кстати, появление сотрудника с добродушным псом – немецкой овчаркой, малинуа или спаниелем на поводке, которые обнюхивают стоящий багаж, пассажиры, в особенности юные, не только воспринимают живо и одобрительно, но и чувствуют дополнительную защиту.

Ножи, кастеты, пистолеты: что еще находят у пассажиров аэропорта Алматы

Перечислять оборудование, технику и людей, которые работают для обеспечения безопасности в аэропортах страны, в особенности таких крупных, как алматинский, можно до бесконечности. Еще больше из того, что никогда не позволит злоумышленникам чувствовать себя здесь свободно, навсегда останется под грифом "секретно". Ясно становится только одно – вероятно, Международный аэропорт Алматы – одно из самых безопасных мест крупнейшего мегаполиса страны.