Этот фильм очень тяжело появлялся на свет. Съемочный процесс занял шесть лет и шел бы еще столько же – потому что историю нелегальной трудовой мигрантки Айки режиссер Сергей Дворцевой снимал с минимальным бюджетом и в хронологическом порядке. Но гастарбайтерша оказалась Золушкой. Ее истории стоя рукоплескали в Каннах, а актриса Самал Еслямова получила приз за лучшую женскую роль. Вошла "Айка" и в короткий список номинантов на премию "Оскар".
Колумнист Sputnik побывал на первом показе "Айки" в России и делится впечатлениями.
Некоторые совпадения иначе как мистикой не назовешь. Показ происходил в кинотеатре недалеко от Курского вокзала. Как вдруг в какой-то момент в "Айке" показывают как раз эту улицу и вход в этот самый кинотеатр!
И по погоде жизнь и кино в тот день стопроцентно совпали. На экране было минус семь и небывалый снегопад. И на улице – те же минус семь, а небывалый снегопад только-только закончился. В общем, природа подыгрывала искусству. Так, оказывается, тоже бывает.
Две версии "Айки": фильм досняли после Канн
В фильме рассказывается о двадцатипятилетней мигрантке, которая скрывала свою беременность, а когда пришло время рожать – сбежала с работы. Потом, немного оклемавшись, совершила побег в обратном направлении – из роддома на работу. А там уже другая женщина работает. Да еще и бандиты поставили Айку на счетчик – требуют немедленно вернуть колоссальную сумму.
"У нас был показ в последний день Каннского фестиваля, — рассказала Самал Еслямова журналисту Sputnik. — Мы впервые посмотрели картину на большом экране. Конечно, видели недоработки. Я стояла и очень волновалась. И тут ко мне подошла какая-то высокая женщина, обняла меня, и мы долго стояли, прижавшись друг другу. А я не знала, кто это. Потом мне сказали: "Это же Кейт Бланшетт!"
Как признался нам Сергей Дворцевой, прокатная версия "Айки" отличается от Каннской примерно на 40%.
"Картина после Канн доделывалась, — рассказал режиссер. – Президент Каннского кинофестиваля Терри Фремо посмотрел половину фильма (а мы снимали нашу историю в хронологическом порядке), и ему понравилось. За месяц до фестиваля он попросил нас прислать фильм, чтобы включить его в конкурс. Я пообещал. Осталось снять полфильма за месяц. За месяц мы закончили съемки, но кое-что осталось недоделано. Уже после Канн мы доснимали "Айку".
Про щенков и метафизику
Конечно же, фильм – чуть поглубже, чем история метаний нелегальной мигрантки в поисках заработка. Перед нами, прежде всего, итог погони за великой московской мечтой. Ближе к концу фильма мы узнаем, что светлые грезы о богатой новой жизни были и у Айки. Она хотела создать свой стартап — швейный бизнес. Но что-то пошло не так. Мечта разбилась и поранила мечтательницу своими осколками.
В фильме есть совершенно мистический эпизод, о котором хочется спросить: "Как это вообще могло быть снято?" В ветеринарной клинике, куда Айка устроилась на временную работу, лежит собака – такса, с кровавой раной. Окровавленную собаку сосут щенки. И в какой-то момент они поднимают глаза и пристально, по-артхаусному долго, смотрят в камеру.
Конечно, я спросил Сергея Дворцевого, как ему удалось это снять?
"Такса со щенками была очень важным элементом истории, — рассказал режиссер. — Мне было очень важно, чтобы все щенки смотрели в камеру. Такой эпизод переводит фильм в разряд метафизики. Для меня этот момент просто божественный, когда я чувствую, что Бог находится где-то рядом. Для меня это – любовь, когда я вижу эти глаза, полные жажды жизни".
Кровь на животе собаки в символическом эпизоде, по счастью, оказалась не настоящей.
"Это грим, — признался Сергей Дворцевой. — Но она — реально кормящая собака. Мы специально подгадывали съемки, потому что щенки сосут мать всего две недели".
В кино пришли люди с улицы
В фильме сыграли только несколько профессиональных актеров. В основном это были люди с улицы. Ветеринара играет настоящий доктор. Дворники – тоже настоящие.
По-хорошему, "Айку" надо смотреть каждому, кто хочет подзаработать в России. Конечно, одинаковых судеб не бывает. Может быть, вам повезет. Но надо иметь в виду и такой финал истории, как у Айки. Он тоже вероятен. И, конечно, фильм еще и о том, что надо оставаться человеком. Особенно тогда, когда это невозможно.