Нурсултан Абишевич напомнил собравшимся, что в 2019 году исполнится не только пять лет ЕАЭС, но и 25 лет с того момента, как именно Назарбаев, выступая в МГУ, выдвинул идею его создания.
Думаю, что данное предложение казахстанского лидера весьма своевременно и должно быть реализовано. И совсем не по причине двойного юбилея. Или не только по этой причине.
Роль Казахстана для России чрезвычайно высока
Казахстан – главный союзник России на постсоветском пространстве. Это единственное из постсоветских государств, кроме России, оказавшееся способным создать самодостаточную экономику, обеспечивающую не только простое выживание, но и достаточно быстрое развитие. Определяющую роль в этом сыграл Нурсултан Назарбаев, являющийся известным, наиболее последовательным сторонником реинтеграции постсоветского пространства.
Роль Астаны в системе российских внешних связей естественно выросла в результате активного роста российско-китайского сотрудничества, в рамках которого Казахстан является ключевым звеном, обеспечивающим транспортную связность проекта. Но отсюда и дополнительные риски для казахстанской стабильности. Борьба США против России сейчас ведется на всех возможных площадках. Было бы странно, если бы Вашингтон оставил без внимания центральноазиатский вектор, где Казахстан – важнейший игрок.
Национализм как базовая идеология буржуазии
Базовой идеологией буржуазии является национализм. Причем если национализм старых буржуазных государств прагматичен и проявлялся в основном в финансово-экономической конкуренции, а в последние десятилетия он даже получил внутреннюю альтернативу в виде идеологии глобализма, то национализм молодых наций – активен, политичен, идеологизирован. Он призван не просто заявить о своей нации, но обосновать ее право на существование и собственную государственность – даже если это право никем не оспаривается.
Украинский опыт показывает, что в таком противопоставлении национализм, поддерживаемый извне, может дойти до саморазрушительного абсурда, уничтожив, в конечном итоге, собственную экономику и государственность. Такое саморазрушение объективно бьет и по России, которая заинтересована в том, чтобы ее окружали государства дружественные и экономически самодостаточные, партнерство с которыми позволяет обеим сторонам больше зарабатывать за счет кумулятивного эффекта, а не покупать политическую лояльность партнера, принимая его на финансово-экономическое содержание.
Буржуазный национализм всегда бывает представлен двумя неравными группами. Первая группа – это собственно национальная буржуазия – промышленники, банкиры и т.д., готовые вполне прагматично сотрудничать со своими зарубежными коллегами. Вторая группа – национальная интеллигенция, национализм которой предельно идеологичен, а в своих зарубежных коллегах она видит конкурентов. Особенно в представителях бывшего имперского центра, которые по объективным причинам могут пользоваться на национальных территориях большей популярностью, чем местные деятели культуры.
Первая группа создает материальную базу функционирования национального государства. Вторая группа мотивирует в публичном пространстве право на политическое господство в пределах данной территории. Финансисты и промышленники первичны, без них нет национальной экономики, а без экономики нет государственности. Национальная интеллигенция вторична, существуют государства, выросшие на почве чужой национальной культуры, говорящие на языке бывшей метрополии и являющиеся частью соответствующего культурного пространства, без ущерба для своего финансово-экономического и политического суверенитета.
Но мы видели, как в нескольких постсоветских странах национальная буржуазия под двойным давлением – собственной интеллигенции и внешних партнеров – повела свои страны по гибельному пути, разрушая базу собственного существования.
Противодействие национализму – через ЕАЭС
Главным аргументом в плане противодействия таким тенденциям является ЕАЭС. Его успешность, перспективность и взаимовыгодность не являются всем понятной данностью. То, что было ясно Нурсултану Назарбаеву еще в далекие 90-е годы, сегодня понятно далеко не всем представителям как казахстанского, так и российского общества, в том числе и промышленникам, которым зачастую кажется, что экономические связи не зависят от идеологических постулатов.
В конечном итоге, задача у России и Казахстана общая – сохранить и нарастить потенциал сотрудничества и не дать нашим "партнерам" в очередной раз использовать идеологию для уничтожения взаимовыгодных экономических проектов. И это задача не только следующего года. Она рассчитана на длительную перспективу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.